Противоположность пространству
Таким образом, для ребенка прошедшее время служит обозначением того, что в буквальном смысле слова ушло от него, прошло, и можно с большой уверенностью сказать, что и в эволюции человеческой речи прошедшее время, как показывает самое название формы и в русском и в других языках (Vergangenheit), имеет свои корни в том, что Келер в своих наблюдениях над поведением обезьян называет «зрительной ситуацией».
История языка взрослых, которую в некоторых, далеко не во всех отношениях повторяет в своем развитии язык ребенка, хранит в себе немало следов первоначального происхождения временных обозначений из более конкретных пространственных отношений. Так, слово опять имело в древности пространственное значение – назад и имеет своим источником слово пята (сравни: вспять, пятиться); слово сутки также пространственного происхождения (су – приставка и корень тк -ткнуть, первоначальный смысл – стык двух стен, а затем – встреча дня и ночи), слово назад в одинаковой степени обозначает направление пространства и времени (много лет тому назад) и т. д.
В соответствии с пространственным содержанием времени находится то, что первые формы прошедшего времени мы находим у нашей девочки в глаголах, обозначающих движение или перемещение в пространстве (попала, пропал, мяч упал).
Только значительно позже, в 2, З’/г, мы находим уже более тонкое дифференцирование прошлого от настоящего с применением специальных временных наречий («Бабушка вчера была, нынче нет», «Я легла вчера, а встала сегодня, долго спала»). Совершенно правильное употребление слов завтра, вчера, позавчера и верное приурочивание событий к этим временным срокам отмечаются только к началу четвертого года.
Страницы: 1 2