Противоположность пространству


Таким образом, для ребенка прошедшее время служит обозначением того, что в буквальном смысле слова ушло от него, прошло, и можно с большой уверенностью сказать, что и в эволюции человеческой речи прошедшее вре­мя, как показывает самое название формы и в русском и в других языках (Vergangenheit), имеет свои корни в том, что Келер в своих наблюдениях над поведением обезьян называет «зрительной ситуацией».
История языка взрослых, которую в некоторых, далеко не во всех отношениях повторяет в своем развитии язык ребенка, хранит в себе немало следов первоначального происхождения временных обозначений из более конкрет­ных пространственных отношений. Так, слово опять имело в древности пространственное значение – назад и имеет своим источником слово пята (сравни: вспять, пятиться); слово сутки также пространственного происхождения (су – приставка и корень тк -ткнуть, первоначальный смысл – стык двух стен, а затем – встреча дня и ночи), слово назад в одинаковой степени обозначает направле­ние пространства и времени (много лет тому назад) и т. д.
В соответствии с пространственным содержанием вре­мени находится то, что первые формы прошедшего вре­мени мы находим у нашей девочки в глаголах, обозна­чающих движение или перемещение в пространстве (по­пала, пропал, мяч упал).
Только значительно позже, в 2, З’/г, мы находим уже более тонкое дифференцирование прошлого от настояще­го с применением специальных временных наречий («Ба­бушка вчера была, нынче нет», «Я легла вчера, а встала сегодня, долго спала»). Совершенно правильное употреб­ление слов завтра, вчера, позавчера и верное приурочивание событий к этим временным срокам отмечаются только к началу четвертого года.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.