Противоположность пространству
В противоположность пространству, которое может быть указано жестом, момент времени может быть обозначен только словом.Детальный анализ словесных обозначений времени у ребенка обнаруживает первоначальную смутность и неопределенность этих обозначений. Время вначале не только не существует в абстрактной его форме, но и в конкретном его отнесении к определенным событиям или явлениям.
В словаре ребенка до 1,8 мы находим неопределенное наклонение, изредка настоящее время. Правда, будущее время очень рано появляется, но форма будущего служит лишь выражением желаемого. Вместо того чтобы сказать «хочу», ребенок говорит «буду» («Буду (с)пать» – 1,9; «Натка буду быть пионеркой» – 1,10). Только к 2 годам мы впервые встречаемся с глагольной формой для специального обозначения будущего времени (покушаю, пойду гулять). В английском языке мы находим отражение этого первоначального слияния будущего с тем, что желательно, в вспомогательной глагольной форме (will – я намерен, буду).
Нечего говорить о том, что, когда форма будущего устанавливается, смысл его остается еще долго крайне неопределенным и слово «завтра» обозначает лишь то, что предстоит впереди, независимо от промежутка времени. Очень характерно и не случайно, конечно, что еще в начале третьего года излюбленным обозначением будущего у нашей девочки было словечко «ужотка» – одно из неопределеннейших в русском языке временных обозначений.
Будущее время, как было сказано, появляется в речи ребенка обычно раньше прошедшего. По Штерну, обе эти временные формы отделяются промежутком в 4-6 месяцев.
У нашей девочки этот промежуток был значительно короче; уже в 1,10 мы встречаем в ее речи формы прошедшего времени, но в этих первоначальных и непосредственно следующих за ними формах при внимательном рассмотрении можно отметить два интересных факта: во-первых, слияние прошедшего с настоящим – ребенок прошедшей формой констатирует факты, имеющие актуальное значение, продолжающиеся и в переживаемый момент, и, во-вторых, слияние временных отношений с пространственными. Время и пространство связаны, и то, что уходит на глазах ребенка из его зрительного поля, дает первый толчок к применению формы прошедшего времени.
Метки: пространство, противоположность, смутность
Страницы: 1 2