Происхождение темперамента


В работе Т. Г. Якушевой изменения в проявлениях темперамента под влиянием жизненных условий еще бо­лее резко выражены. Сангвинический темперамент влиянием тяжелых сцен в семье превращается в меланхолический. Холерические черты темперамента Кати А. ученицы VIII класса превра­щаются «под влиянием обучения и воспитания» в санг­винические. Но здесь в большинстве случаев изменения или наблюдаются лишь в определенных условиях, или имеют очень кратковременный характер у Тоси А.. Поэтому их нельзя истолковать, как это делает автор, как изменения темперамента. Впрочем, два случая в ра­боте Т. Г. Якушевой представляют исключение. Л и д а А. в возрасте г лет заболела сначала малярией, а потом скарлатиной. Болезнь протекала в тяжелой форме, с серьезными осложнениями. До заболевания в поведении отчетливо выражались сангвинические черты. После бо­лезни стали замечаться быстрая утомляемость и повы­шенная возбудимость, замкнутость. В этом случае, по-видимому, мы вправе говорить об из­менении свойств темперамента, происшедшем, как и в работах нашей лаборатории, под влиянием тяжелого за­болевания в раннем детстве. Другой случай в работе Т. Г. Якушевой относится к школьному возрасту. Вера в младшем школьном воз­расте отличалась умеренной подвижностью. В подрост­ковом возрасте заметно повысилась общая подвижность. Движения стали более легкими, разнообразными, непри­нужденными и выразительными. Автор объясняет это, по-видимому, активным участием испытуемой в хорео­графическом кружке. В статье нет указаний, что эти из­менения наблюдались лишь в танцах и хореографиче­ских упражнениях. Вполне возможно, что здесь имело место подлинное изменение одного из свойств темпера­мента. Обобщая все изложенное выше, мы вправе утверж­дать, что прижизненное изменение свойств темперамента представляет собой очевидный факт. Однако остается еще совершенно неизвестным, в каких пределах оно воз­можно. Известны далеко не все те внешние условия, от которых зависят такие изменения. Неизвестны также внутренние закономерности того процесса, посредством которого совершаются эти изменения.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.