Профессиональная ориентация и способности
В 1575 г. были написаны и вскоре переведены на все европейские языки слова: «Для того чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит, и не предоставили бы этого дела его выбору» К Так Хуан Уарте впервые поставил вопрос о государственном значении професиональной консультации.
Спустя 260 лет на выпускном экзамене семнадцатилетний гимназист Карл Маркс в сочинении на выбранную им тему «Размышления юноши при выборе профессии» писал: «Заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии, которую мы подвергли подобному рассмотрению,- это ошибка, которая мстит за себя» 2.
Реализация социальной потребности, давно прозорливо отмеченной, началась в начале 20-х годов с попыток дифференцировать задачи профконсультации подростков и уже проводившегося психологического профессионального отбора. Такие попытки были весьма прогрессивными для своего времени и объединили несколько прогрессивных направлений:
- конкретизацию общей психологии в дифференциальной, раскрывающей различия между отдельными людьми;
- более глубокое и «более психологически обоснованное понимание сущности способостей к различным видам труда;
- создание прикладной психологии, применяющей общую психологическую теорию к практическим потребностям.
Пионером профориентации был автор книги «Выбор профессии» Парсон, организовавший в Бостоне первое бюро профконсультации.
Большую работу в этом направлении провел немецкий психолог Отто Липман, книги которого были переведены на русский язык3 и стали настольными у советских психологов, создававших в 20-30-х годах систему профориентации. Немалую роль сыграла и книга швейцарского психолога Эдуарда Клапареда4, в которой он дал очень осторожную оценку тестов.
Профориентация преследует две цели (иногда они взаимо исключают друг друга, но могут и согласовываться). Первая цель (с попыток осуществить ее и началась работа по профориентации за рубежом) заключается в распределении молодежи по специальностям таким образом, чтобы каждый был лучшим исполнителем порученной ему работы. Но существует и вторая цель, понятая у нас уже в 20-х годах,- отыскать каждому такую работу, которая доставила бы ему наибольшее творческое удовлетворение и в которой он мог бы лучше проявить и развить свои способности.
Метки: ориентация, профессия, профориентация
Страницы: 1 2