Профессиональная ориентация и способности


В 1575 г. были написаны и вскоре переведены на все евро­пейские языки слова: «Для того чтобы никто не ошибался в вы­боре той профессии, которая больше всего подходит к его при­родному дарованию, государю следовало бы выделить уполномо­ченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у ка­ждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда застави­ли бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит, и не предоставили бы этого дела его выбору» К Так Хуан Уарте впервые поставил вопрос о государственном значе­нии професиональной консультации.
Спустя 260 лет на выпускном экзамене семнадцатилетний ги­мназист Карл Маркс в сочинении на выбранную им тему «Раз­мышления юноши при выборе профессии» писал: «Заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии, ко­торую мы подвергли подобному рассмотрению,- это ошибка, ко­торая мстит за себя» 2.
Реализация социальной потребности, давно прозорливо отме­ченной, началась в начале 20-х годов с попыток дифференциро­вать задачи профконсультации подростков и уже проводившего­ся психологического профессионального отбора. Такие попытки были весьма прогрессивными для своего времени и объединили несколько прогрессивных направлений:
- конкретизацию общей психологии в дифференциальной, раскрывающей различия между отдельными людьми;
- более глубокое и «более психологически обоснованное по­нимание сущности способостей к различным видам труда;
- создание прикладной психологии, применяющей общую психологическую теорию к практическим потребностям.
Пионером профориентации был автор книги «Выбор профес­сии» Парсон, организовавший в Бостоне первое бюро профкон­сультации.
Большую работу в этом направлении провел немецкий психо­лог Отто Липман, книги которого были переведены на русский язык3 и стали настольными у советских психологов, создававших в 20-30-х годах систему профориентации. Немалую роль сыгра­ла и книга швейцарского психолога Эдуарда Клапареда4, в ко­торой он дал очень осторожную оценку тестов.
Профориентация преследует две цели (иногда они взаимо исключают друг друга, но могут и согласовываться). Первая цель (с попыток осуществить ее и началась работа по проф­ориентации за рубежом) заключается в распределении молодежи по специальностям таким образом, чтобы каждый был лучшим исполнителем порученной ему работы. Но существует и вторая цель, понятая у нас уже в 20-х годах,- отыскать каждому такую работу, которая доставила бы ему наибольшее творческое удов­летворение и в которой он мог бы лучше проявить и развить свои способности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.