Совещание по психологии личности
Нет никаких оснований для сужения понятия «способности» только до свойства отдельных психических процессов. Отношении показателен следующий фрагмент из обзора Совещания по психологии личности (1956), в котором авторы обзора писали, анализируя наш доклад: «Практика обучения летчиков остро ставит проблему выявления (диагностики) и формирования так называемых летных способностей. Докладчик широко толкует это понятие, включая сюда не только собственно способности (например, определенная скорость и точность сложных видов двигательных реакций, хорошая коорцинация движений, способность к быстрому переключению внимания и т. д.), но и интересы, а также ,и некоторые черты характера (настойчивость, решительность, инициативность и т. д.)»58. Авторы обзора, в отличие от автора доклада, выделяли «собственно способности» из других свойств личности и рядополагали их с последними.В последующих своих работах один из авторов обзора, В. А. Крутецкий, сам включил в математические способности некоторые особенности направленности, хотя эти особенности направленности он считает не свойством личности, а свойством ума – «математической направленностью ума». Вместе с тем В. А. Крутецкий называет это свойство «своеобразной организацией психики», которая «выражается в стремлении», связана с увлечениями, близка понятию «установки», формируется «как особое синтетическое выражение математической одаренности и включает в себя и познавательную, и эмоциональную, и волевую стороны (соответствующее отношение, склонность и интересы, потребность в математической деятельности)»59. Надо ли доказывать, что все сказанное относится не к свойству ума, а к свойству личности и фактический материал здесь вступает в противоречие с попыткой отделить «собственно способности» от «общих психологических условий, необходимых для успешного осуществления деятельности» 60.
Рассмотрение способностей вне личности весьма распространено на Западе. В наиболее четкой форме, как справедливо отмечает Н. И. Майзель61, это выражено у Грейбила, который считает, что летчик может быть рассматриваем в двух аспектах: как «человек-механизм», обладающий способностями получения информации, принятия решения и выполнения решения, и как «человек-личность», свойства которого обеспечивают эффективность действий в необычных ситуациях62. Первый аспект изучается путем тестирования с целью постановки прогноза обучения, а второй – методами психоанализа для постановки прогноза боевой деятельности. К сожалению, заимствуя зарубежные методы отбора, советские психологи иногда забывают, а иногда и не знают этой ошибочной концепции и лишь ухудшают ее, беря практически только половину «человек – машина» и пренебрегая личностным подходом.
Метки: обзор, показатель, психология
Страницы: 1 2