Формирование элементарных способностей


О потенциальных способностях и «способностях формировать способности». Уместно сказать и о «способностях формировать умения». Этот существенный как для теории, так и для практики вопрос мы рассматриваем именно здесь, а не ранее потому, что материал предыдущих глав помогает понять его. Кроме того, в настоящей главе он позволяет сделать следующий, по нашему мнению, важнейший вывод.Как нельзя противопоставлять формирование способностей разностороннему формированию личности в целом, способству­ющему ее гармоничному развитию, так нельзя и противопоставлять формирование способностей и умений. Но одного развития и умения недостаточно для формирования способностей, посколь­ку элементы последних входят во все четыре подструктуры лич­ности. Для практики формирования способностей необходимо именно такое понимание диалектики их связи с умениями.
Формирование элементарных способностей.Под плюс-способностями (хорошими способностями) мы по­нимаем часть структуры личности, наиболее благоприятную для определенной деятельности. Исходя из структурного их пони­мания, формирование способностей должно быть нацелено как на подструктуры и отдельные элементы, так и на их связи между собой и личностью в целом. В настоящей главе основное внима­ние мы обращаем на подструктуры и элементы, оставляя вопрос о формировании связей целого до следующей, последней главы. В конце 20-х и начале 30-х годов, когда способности рассма­тривались как рядоположные самостоятельные функции и когда делались попытки преодолеть реакционные взгляды на их неиз­меняемость, возникло понятие «психотренировка», или психоло­гическая гимнастика. Под таковой тогда понимали развитие спо­собностей к определенной деятельности путем специальных уп­ражнений. Более других психотренировкой в те годы занимался А. А. Толчинский28. Но наиболее интересные результаты были получены сначала в лабораторных опытах, а затем и на произ­водстве- со сталеварами. Изучая не только упражняемость, но и перенос сенсорного упражнения в различении яркостей, входя­щих в структуру способностей сталеваров, Л. И. Селецкая по­казала, что «тренировка в различении яркостей одного цвета дает улучшение и в различении яркостей других цветов»29. Сле­довательно, упражнение этой функции формировало не навык или даже умение, а соответствующую более общую способность.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.