Формирование элементарных способностей


Проводя такие же исследования на специальной установке. Ю. И. Шпигель добился того, что молодые сталевары быстро на­учились по одному внешнему виду разлома металла определять процентное содержание углерода с точностью до 0,1 % 30. Эти ра­боты не утратили своего принципиального значения, несмотря на то что в настоящее время многое изменилось в технологии ста­леварения и в работе сталевара, как справедливо писал впослед­ствии их руководитель С. Г. Геллерштейн в своей обзорной ста­тье31. Аналогичную психотренировку провели Г. В. Мельцер у пря­дильщиков льна32, а также К. Гринева и М. Либерман – у три­котажниц33. Под нашим руководством в начале 50-х годов была доказана возможность с помощью психологической гимнастики расширить у летчиков объем внимания (Ю. И. Шпигель) и укре­пить эмоционально-моторную устойчивость (Л. М. Розет). Си­стематическими упражнениями, требующими в одном случае все более увеличивающегося объема внимания, а в другом -эмоци­онально-моторной устойчивости, эти качества, входящие в третью подструктуру структуры летных способностей, могли быть значительно развиты.
Очень большая и разносторонняя работа по разработке мето­дов формирования различных элементарных способностей летчи­ков (а следовательно, и летных способностей, в целостную струк­туру которых входят эти элементы) была выполнена В. Л. Марищуком. Приведем одно из многих его исследований. С экспери­ментальной группой курсантов, в которую были включены лица с наиболее низкими показателями в быстроте действий, сораз­мерности усилий при сенсо-моторной координации, переключе­нию и распределению внимания, в течение двух месяцев было проведено 24 дополнительных занятия по баскетболу и выпол­нению различных упражнений, требующих распределения вни­мания. Проверочные исследования показали улучшение быстро­ты действий на 14%, соразмерности усилий на 9,4% и распреде­ления и переключения внимания на 12%. Эти курсанты затрати­ли учебного летного времени на 26% меньше, чем курсанты, об­ладавшие теми же недостатками, но не проходившие специаль­ной физической тренировки.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.