Профессиональная адаптация


Практики производственники давно уже отметили как осо­бый этап включение подростков в производственную жизнь, дав ему жаргонные названия «обкатка», «притирка». Чем сложнее новая обстановка, тем больше внимания вдумчивые практики уделяли этому этапу, понимая, что заботливое, чуткое, осно­ванное на индивидуальном подходе (короче – умное) включение подростка в производство может выправить как недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессио­нальной подготовки, так и недостаток способностей. Хорошая встреча подростка на производстве устранит опасения в пра­вильности выбора жизненного пути и закрепит сделанный выбор. Жизнь подсказала немало путей и методов, помогающих профес­сиональной адаптации, среди которых не последнее место зани­мают новые обряды типа «принятия в рабочие», «выдачи рабо­чей путевки в жизнь» и т. п. Психологическая и педагогическая теория, однако, уделяет еще очень мало внимания проблеме профадаптации подростков. Достаточно сказать, что в специальной литературе нет ни одной монографии, посвященной ее анализу. Ближе других к этой проблеме подошла Э. С. Чугунова, которая пришла к выводу, что «внутренние связи молодого рабочего с профессией укрепля­ются быстрее, если работа по воспитанию интереса к специаль­ности не завершается с окончанием училища, а продолжается на производстве»43. Э. С. Чугунова показывает, как техническому творчеству молодых рабочих «способствуют установление и со­хранение преемственных связей между учебными (училищными) и производственными (заводскими) коллективами, а также со­здание благоприятного «психологического климата» на произ­водстве, особенно в начальный период вхождения новичка в ра­бочий коллектив» 44.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.