Профессиональная адаптация
Практики производственники давно уже отметили как особый этап включение подростков в производственную жизнь, дав ему жаргонные названия «обкатка», «притирка». Чем сложнее новая обстановка, тем больше внимания вдумчивые практики уделяли этому этапу, понимая, что заботливое, чуткое, основанное на индивидуальном подходе (короче – умное) включение подростка в производство может выправить как недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, так и недостаток способностей. Хорошая встреча подростка на производстве устранит опасения в правильности выбора жизненного пути и закрепит сделанный выбор. Жизнь подсказала немало путей и методов, помогающих профессиональной адаптации, среди которых не последнее место занимают новые обряды типа «принятия в рабочие», «выдачи рабочей путевки в жизнь» и т. п. Психологическая и педагогическая теория, однако, уделяет еще очень мало внимания проблеме профадаптации подростков. Достаточно сказать, что в специальной литературе нет ни одной монографии, посвященной ее анализу. Ближе других к этой проблеме подошла Э. С. Чугунова, которая пришла к выводу, что «внутренние связи молодого рабочего с профессией укрепляются быстрее, если работа по воспитанию интереса к специальности не завершается с окончанием училища, а продолжается на производстве»43. Э. С. Чугунова показывает, как техническому творчеству молодых рабочих «способствуют установление и сохранение преемственных связей между учебными (училищными) и производственными (заводскими) коллективами, а также создание благоприятного «психологического климата» на производстве, особенно в начальный период вхождения новичка в рабочий коллектив» 44.
Метки: адаптация, ориентация, явлениеСтраницы: 1 2