Роль разума и науки
Полностью отрицал роль разума и науки и опирался на учение А. Шопенгауера о бессознательном волюнтаризме. Ф. Ницше лишь видоизменил принцип А. Шопенгауера «волю к жизни» в принцип «воля к власти». Он воспевал жестокость и насилие, жажду силы и деспотического господства избранной элиты, добивающейся рабской покорности народных масс. Практическая направленность антисоциальных и аморальных взглядов Ф. Ницше с его пропагандой господства инстинктов над разумом, расы господ над чернью, сверхчеловека над: толпой нашла широкий отклик во взглядах германского фашизма, который провозгласил его одним из своих идеологов.Одна из реакционных философских школ интуитивизма, возглавляемая А. Бергсоном, выдвинула особый род познания – интуицию, осуществляемую через «подсознание». Согласно этой теории сознание человека включает в себя интеллект и инстинкт. Функции интеллекта направлены лишь на реализацию действий, а подлинное понимание истины, сущности вещей возможно не путем рациональной переработки чувственных данных, а с помощью инстинктивного подсознательного вчувствования, мистического озарения, наития. 1 А. Бергсон, пытавшийся теоретически подкрепить в биологии витализм, в своих рассуждениях не оригинален. Подобные взгляды высказывали еще идеологи средневекового христианства. Глубокую порочность интуитивизма разоблачили .в своих трудах Г. В. Плеханов, И. И. Мечников и К. А. Тимирязев:
Психоаналитическое направление формировалось в конце прошлого столетия. Возглавлялось оно Фрейдом и Брейером, работавшими в венской клинике. Этот период характеризовался разочарованием психоневрологических школ в поисках непосредственного морфологического субстрата разных психических функций и неудовлетворенностью формализмом ассоциативной психологии.
Вновь оживлялись идеи А. Шопенгауера, Э. Гартмана и Ф. Ницше. Повышался интерес к изучению психологического содержания; поиски направлялись в сторону исследования! биологических глубин и мотивов поведения. В основе (психики 3. Фрейд видел два типа врожденных биологических влечений – эротическое и влечение к смерти. Они служат соматической базой принципа удовольствия. Антагонистом ему является разумно этический принцип реальности. Стихийные, безличные, бессознательные влечения («оно») находятся в постоянной борьбе с сознательным принципом реальности или Я, который непрерывно пытается вытеснить эти влечения. Однако слепая, консервативная, бессознательная сфера является непреодолимой силой, руководящей сознательными процессами.
|_Психоанализ учит, что всякое проявление поведения сознательной личности является средством обслуживания потребностей бессознательных влечений. Исходя из этих положений, 3. Фрейд пытается строить свои социологические концепции.
В. И. Морозов (1961) раскрыл теоретические источники мировоззрения 3. Фрейда, его приверженность к философским взглядам А. Шопенгауера и Ф. Ницше, а также показал присвоение и заимствование мыслей последних для построения своей психоаналитической теории. В самом деле, во всех основных концепциях 3. Фрейда о бессознательном, вытеснении, значении сексуального инстинкта и его развитии, инстинкте смерти и в социологических построениях чувствуется огромное влияние А. Шопенгауера.
Страницы: 1 2