Роль разума и науки


Полностью отрицал роль разума и науки и опирал­ся на учение А. Шопенгауера о бессознательном волюн­таризме. Ф. Ницше лишь видоизменил принцип А. Шо­пенгауера «волю к жизни» в принцип «воля к власти». Он воспевал жестокость и насилие, жажду силы и деспо­тического господства избранной элиты, добивающейся рабской покорности народных масс. Практическая на­правленность антисоциальных и аморальных взглядов Ф. Ницше с его пропагандой господства инстинктов над разумом, расы господ над чернью, сверхчеловека над: толпой нашла широкий отклик во взглядах германского фашизма, который провозгласил его одним из своих идеологов.Одна из реакционных философских школ интуитивиз­ма, возглавляемая А. Бергсоном, выдвинула особый род познания – интуицию, осуществляемую через «подсозна­ние». Согласно этой теории сознание человека включа­ет в себя интеллект и инстинкт. Функции интеллекта на­правлены лишь на реализацию действий, а подлинное по­нимание истины, сущности вещей возможно не путем рациональной переработки чувственных данных, а с по­мощью инстинктивного подсознательного вчувствования, мистического озарения, наития. 1 А. Бергсон, пытавшийся теоретически подкрепить в биологии витализм, в своих рассуждениях не оригинален. Подобные взгляды выска­зывали еще идеологи средневекового христианства. Глу­бокую порочность интуитивизма разоблачили .в своих трудах Г. В. Плеханов, И. И. Мечников и К. А. Тими­рязев:
Психоаналитическое направление формировалось в конце прошлого столетия. Возглавлялось оно Фрейдом и Брейером, работавшими в венской клинике. Этот период характеризовался разочарованием психоневрологиче­ских школ в поисках непосредственного морфологическо­го субстрата разных психических функций и неудовлет­воренностью формализмом ассоциативной психологии.
Вновь оживлялись идеи А. Шопенгауера, Э. Гартмана и Ф. Ницше. Повышался интерес к изучению психо­логического содержания; поиски направлялись в сторо­ну исследования! биологических глубин и мотивов пове­дения. В основе (психики 3. Фрейд видел два типа врож­денных биологических влечений – эротическое и влече­ние к смерти. Они служат соматической базой принципа удовольствия. Антагонистом ему является разумно эти­ческий принцип реальности. Стихийные, безличные, бес­сознательные влечения («оно») находятся в постоянной борьбе с сознательным принципом реальности или Я, ко­торый непрерывно пытается вытеснить эти влечения. Од­нако слепая, консервативная, бессознательная сфера яв­ляется непреодолимой силой, руководящей сознательны­ми процессами.
|_Психоанализ учит, что всякое проявление поведения сознательной личности является средством обслужива­ния потребностей бессознательных влечений. Исходя из этих положений, 3. Фрейд пытается строить свои социо­логические концепции.
В. И. Морозов (1961) раскрыл теоретические источ­ники мировоззрения 3. Фрейда, его приверженность к философским взглядам А. Шопенгауера и Ф. Ницше, а также показал присвоение и заимствование мыслей по­следних для построения своей психоаналитической тео­рии. В самом деле, во всех основных концепциях 3. Фрейда о бессознательном, вытеснении, значении сек­суального инстинкта и его развитии, инстинкте смерти и в социологических построениях чувствуется огромное влияние А. Шопенгауера.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.