Процесс взаимоотношений врача и пациента
В сложном и многогранном процессе взаимоотношений врача и пациента важную роль выполняет речевое общение. Этико-деонтологическая культура общения медицинских работников между собой, с больными и их родственниками еще недостаточно разработана, хотя с помощью речевого общения проводится вся психотерапевтическая и воспитательная работа с больными. В процессе общения люди обмениваются не только познавательной, но также этической и эстетической информацией. Она может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на психику больного.В медицинской практике общение врача и больного всегда нацелено на создание оптимального нравственно-психологического климата вокруг больного. Чтобы успешно выполнить эту задачу, медицинский работник должен обладать профессиональными знаниями, умением применять их в соответствии с конкретной ситуацией, определенными личностными качествами, позволяющими ему вступать в контакты с людьми. В процессе общения выделяют содержание и форму. Под содержанием понимается познавательная, этическая и эстетическая информация, которой обмениваются общающиеся между собой отдельные личности или группы людей. Содержание обретает свою реальность в определенных формах общения, которые обладают и собственной ценностью.
Специфика речевого общения врача-психиатра и пациента заключается в том, что ведущая роль в этом процессе принадлежит врачу. Он находит «общий язык» с пациентом, проявляя к нему уважительное и доброжелательное отношение, заинтересованность и искренность, способность к сопереживанию. Все эти личностные качества врача составляют неотъемлемую часть его профессиональной, этической и эстетической культуры. По ней мы можем судить об общем уровне работы медицинских работников с больными и их родственниками, о воспитательной работе в коллективе. Постоянно совершенствуя культуру общения врача и пациента, надо добиваться того, чтобы эта работа проводилась осознанно, искренне и была лишена формализма. К сожалению, еще бывают случаи, когда медицинские работники не обладают достаточной культурой общения с больными. Это проявляется либо в форме откровенной грубости, либо в фамильярности во взаимоотношениях с пациентами, либо в бестактном отношении к ним. Иногда врачами допускается ничем не оправданная поспешность и безапелляционная претенциозность при постановке диагноза, предсказании течения и исхода заболевания.
Ошибки в сфере общения отрицательно влияют на весь лечебный процесс. Они не дают возможности врачу установить доверительные отношения с больным, получить от него необходимые сведения, воздействовать в нужном направлении на психику больного, поддержать его морально. Разумеется, грубость в общении врача с больным несовместима с его врачебным долгом и является нарушением принципов медицинской этики и деонтологии.
Метки: взаимоотношение, общение, пациент
Страницы: 1 2