Избирательность ситуаций
Таким образом, свойствами темперамента обусловлена также избирательность ситуаций, в которых проявляется та или иная черта характера. И здесь снова нужно иметь в виду, что сам по себе взятый, вне и независимо от какого – либо определенного отношения личности, темперамент не определяет какого – либо конкретного способа действия в конкретной ситуации. Так, например, если нет склонности к общению с людьми вообще, то каков бы ни был темперамент человека, он не будет склонен общаться с ними в каких – либо определенных типичных ситуациях. Если ребенок испытывает к окружающим детям симпатию и желание сотрудничать с ними, то, каков бы ни был темперамент, он не будет проявлять озлобленности и агрессивности в совместной игре. Однако при наличии определенного отношения личности своеобразие тех типичных ситуаций, в которых оно проявляется теми или иными реакциями и способами действия, обусловлено также темпераментом. Вместе с тем в своеобразии этих типичных ситуаций выражаются определенные черты характера.
Итак, темпераментом обусловлены те индивидуальные черты характера, в которых проявляется определенное отношение личности, и те типичные ситуации, в которых оно проявляется. Одни и те же свойства темперамента индивидуализируются в различных чертах характера в зависимости от отношений личности. Так, например, при положительном отношении к общению, при желании общаться сангвинический темперамент проявится в легкости и скорости установления социального контакта, в инициативности и активности при возникновении общения, в легкости эмоционального отклика при общении и т. п. Однако при отсутствии положительного отношения к общению, при неприязненном отношении к окружающим людям тот же сангвинический темперамент проявится в легкости и скорости возникновения агрессивных реакций, в широкой генерализации этих агрессивных реакций, в активности их проявления и т. п.
В процессе возрастного развития и в процессе воспитания, как говорилось выше, отношения личности к окружающей действительности становятся все более содержательными, многообразными и разносторонними. Но вместе с тем формируется все большее многообразие обусловленных темпераментом способов действия и ситуативных типов поведения, в которых эти отношения личности проявляются. В процессе развития тип темперамента все более индивидуализируется, т. е. воплощается во все большем многообразии черт характера и ситуативных типов поведения. Следовательно, регулирующая роль темперамента в деятельности не уменьшается в процессе развития, а, наоборот, становится все более широкой и разносторонней.
Страницы: 1 2