Проблемы деонтологии и врачебной этики в неврологии


Решению указанной задачи, как и дальнейшему преодолению односторонне-биологического подхода к больному человеку, в значительной мере способ­ствовало бы создание нового научного журнала по вопросам медицинской психологии, психотерапии и психосоматических исследований.
В XVIII веке один из крупнейших мыслителей того времени Монтескье сетовал: «Нам не медиков не хватает, а самой медицины». За два столетия медицина проделала гигантский путь, превратившись в могущественную научно-техническую отрасль. Однако психология больного не успе­ла измениться столь разительным образом, и он, окружен­ный сложнейшей аппаратурой и активнейшими лекарствен­ными средствами, по-прежнему ищет человека, который бы внимательно выслушал его, посочувствовал, обнадежил. Сложилась в известной степени парадоксальная ситуация: в грандиозном здании современной медицины становится все труднее обнаружить медика, способного рассеять сомнения больного, уменьшить его тревогу, укрепить веру в благопри­ятный исход. Возвращаясь к словам Монтескье, можно заметить, что порой изобилие технических атрибутов меди­цины отдаляет врача от больного.
Стефан Цвейг писал по этому поводу: «Научная медицина рассматривает больного с его болезнью как объект и отводит ему, почти презрительно, абсолютно пассивную роль; ему не о чем спрашивать и не о чем говорить; все, что он должен делать,-это послушно и даже без единой мысли следовать предписаниям врача и по возможности выключить себя самого из процесса пользования». В этих словах отражена ситуация, которую иногда обозначают как тенден­цию современной медицины к дегуманизации, ибо больной рассматривается не как личность во всей своей неповторимо­сти, а как носитель пораженного органа, как клинический «случай», более или менее типичный.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.