Теоретические кафедры немедицинского профиля
Теоретические кафедры немедицинского профиля планируют в учебном процессе элементы деонтологического воспитания, не учитывая того, что его могут осуществлять лишь специалисты-медики, знакомые с деонтологическими требованиями, проблемами об особенностях своей профессии и потому способные квалифицированно и со знанием дела передать нравственные ценности своей профессии будущей смене. Другое дело – профессионально-этическое воспитание. Им должны заниматься все кафедры института независимо от профиля. При этом нельзя сводить его содержание к таким сентенциям, как «будь всегда опрятен», «аккуратно носи медицинскую форму», «бережно относись к человеку» и т. п., которые вызывают у студентов весьма примитивные представления о деонтологии. Этого можно избежать лишь при условии, что нравственно-этическая проблематика медицины будет органически связана с учебным материалом, явится логическим продолжением и выходом изучаемых проблем в область профессиональной деятельности.Естественно, что эта задача не из легких и ее решение требует от преподавателя не только глубокого знания предмета, но и широкого круга междисциплинарных связей, понимания сущности нравственно-этической проблематики медицины, умения отыскать прямые или косвенные связи излагаемых вопросов с ней.
Опыт показывает, что все науки, изучаемые в медицинском институте, связаны с ее развитием, ее прошлым, настоящим и будущим. Своими достижениями они изменяют
(иногда очень существенно) возможности медицины и условия деятельности врачей, порождая тем самым новые нравственные ситуации и проблемы. Именно здесь открывается широкое поле для постановки и решения многих профессионально-этических проблем, органически вписывающихся в учебный материал и побуждающих студента серьезно относиться к этой дисциплине, видеть в ее глубоком познании необходимое условие своей профессиональной подготовки. Непонимание этого приводит к тому, что к деонтологическому воспитанию относят вопросы, весьма далекие от него и не имеющие прямого отношения к изучаемому материалу, искажающие реальное место и роль кафедры в этом процессе. Так, межкафедральная программа по комплексному координированному преподаванию медицинской деонтологии в Читинском медицинском институте сводит роль таких теоретических кафедр, как физика, биология, химия, в деонтологическом воспитании к тому, что рекомендует при чтении вступительных лекций уделять внимание прошлому, настоящему и будущему института и вкладу этих кафедр в разработку научных проблем. А ведь эти дисциплины создают естественнонаучный фундамент мировоззрения будущего врача и своими успехами во многом определяют развитие медицины, появление новых возможностей в лечении и профилактике заболеваний, которые существенно меняют нравственно-психологическое содержание врачебной работы.
Метки: воспитание, кафедра, профиль
Страницы: 1 2