Практическое значение проблемы способностей
В философской литературе на теоретические проблемы способностей также существуют весьма различные точки зрения, в основном аналогичные точкам зрения А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, что нашло отражение в дискуссии, проведенной на страницах журнала «Вопросы философии» 135. Это подчеркивает актуальность проблемы способностей и побуждает к дальнейшим экспериментальным и теоретическим ее исследованиям. Нельзя не отметить, что в учебнике, утвержденном в 1938 г. для педагогических высших учебных заведений, т.е. единственных вузов, в которых в то время преподавалась психология, главы о способностях вообще не было. Во всех последующих учебниках приводится с некоторыми скорее стилистическими, чем принци пиальными, изменениями формулировка Б. М. Теплова: «Способностями называются такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей» 136. Введя в 50-х годах в это определение понятие «структура личности»мы несколько уточнили это общепринятое определение способностей, понимая под ними такую совокупность («структур») достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся индивидуальных особенностей личности, которая определяет успешность обучения данной деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней 137. Это определение, сформулированное применительно к профессиональным способностям, мы считали в течение ряда лет исходным для дальнейшего анализа всей проблемы 138. Подавляющее большинство других вопросов, относящихся к проблеме способностей, как видно из изложенного, еще приходится считать дискуссионными. ТВ настоящей работе дается новое, уточненное определение способностей и предпринимается попытка свести ряд понятий в единую систему.
Метки: значение, пример, проблемаСтраницы: 1 2