Практическое значение проблемы способностей


В философской литературе на теоретические проблемы спо­собностей также существуют весьма различные точки зрения, в основном аналогичные точкам зрения А. Н. Леонтьева и С. Л. Ру­бинштейна, что нашло отражение в дискуссии, проведенной на страницах журнала «Вопросы философии» 135. Это подчеркивает актуальность проблемы способностей и побуждает к дальнейшим экспериментальным и теоретическим ее исследованиям. Нельзя не отметить, что в учебнике, утвержденном в 1938 г. для педагогических высших учебных заведений, т.е. единственных вузов, в которых в то время преподавалась психология, главы о способностях вообще не было. Во всех последующих учебниках приводится с некоторыми скорее стилистическими, чем принци пиальными, изменениями формулировка Б. М. Теплова: «Способностями называются такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей» 136. Введя в 50-х годах в это определение понятие «структура личности»мы несколько уточнили это общепринятое определение способностей, понимая под ними такую совокупность («структур») достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся индивидуальных особенностей личности, которая определяет успеш­ность обучения данной деятельности, выполнения ее и совершен­ствования в ней 137. Это определение, сформулированное применительно к профес­сиональным способностям, мы считали в течение ряда лет ис­ходным для дальнейшего анализа всей проблемы 138. Подавляю­щее большинство других вопросов, относящихся к проблеме спо­собностей, как видно из изложенного, еще приходится считать дискуссионными. ТВ настоящей работе дается новое, уточненное определение способностей и предпринимается попытка свести ряд понятий в единую систему.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.