Практическое значение проблемы способностей
Практическое значение проблемы способностей еще нельзя считать общепризнанным, примером чему могут служить две статьи А. Н. Леонтьева, в которых он, намечая перспективные проблемы советской психологии, ничего не говорит о проблеме способностей, а также его совместная статья с А. Р. Лурия и А. А. Смирновым133, в которой авторы очень остро ставят вопрос о необходимости психологической и экспериментальной разработки проблемы неуспеваемости школьников, но, по существу затрагивая проблему способностей, ни разу этого слова не употребляют. Выделив пять различных групп учащихся, здоровых и способных, но по разным причинам не справляющихся программой массовой школы, авторы для постановки диагноз характера отставания и прогноза намечают три этапа разработки методов. Эту задачу в свою очередь следует решать путем диагностических тестов, клинико-психологического и физиологического исследования и «обучающего эксперимента».
Статья заканчивается замечательными словами: «Автор статьи понимают, что разработка системы психологического исследования неуспевающих детей в диагностических целях потребует очень значительных усилий. Однако высоко гуманистический характер советской педагогической науки делает эту область работы необходимой и выдвигает разработку научно обоснованной системы диагностики .неуспевающих детей как одну из важнейших задач педагогической науки». Мы не сомневаемся, что в процессе такой работы будут выявлены и здоровые, педагогически не запущенные школьники, малоспособные к различным предметам программы. В отечественной философской, социологической и психологической литературе способности как социальное явление почти не изучались. Можно указать только на несколько работ, посвященных этой проблеме: работу Л. И. Уманского об организаторских способностях, рассматриваемую нами в главе 6, работы Т. И. Артемьевой, о которых мы будем говорить в главах 4 и 5, и диссертацию В. В. Москаленко, считающей, что способности в плане социологии суть обусловленные потребностями данной общественно-экономической формации свойства индивидов, имеющие своей главной функцией успешное осуществление той деятельности, которая ведет к поступательному развитию общества. Талант- это высшая степень развития творческих способностей, направленная на служение прогрессу134. Таково соотношение социологического, философского и психологического аспектов истории учения о способностях. Бесспорно, что способности не только как психологическое, но и как социальное явление заслуживают большего внимания.
Метки: значение, пример, проблема
Страницы: 1 2