Практическое значение проблемы способностей


Практическое значение проблемы способностейПрактическое значение проблемы способностей еще нельзя считать общепризнанным, примером чему могут слу­жить две статьи А. Н. Леонтьева, в которых он, намечая перспек­тивные проблемы советской психологии, ничего не говорит о проб­леме способностей, а также его совместная статья с А. Р. Лурия и А. А. Смирновым133, в которой авторы очень остро ставят вопрос о необходимости психологической и экспериментальной разработки проблемы неуспеваемости школьников, но, по сущест­ву затрагивая проблему способностей, ни разу этого слова не употребляют. Выделив пять различных групп учащихся, здоровых и способных, но по разным причинам не справляющихся программой массовой школы, авторы для постановки диагноз характера отставания и прогноза намечают три этапа разработки методов. Эту задачу в свою очередь следует решать путем диагностических тестов, клинико-психологического и физиологического исследования и «обучающего эксперимента».
Статья заканчивается замечательными словами: «Автор статьи понимают, что разработка системы психологического ис­следования неуспевающих детей в диагностических целях по­требует очень значительных усилий. Однако высоко гуманисти­ческий характер советской педагогической науки делает эту об­ласть работы необходимой и выдвигает разработку научно обос­нованной системы диагностики .неуспевающих детей как одну из важнейших задач педагогической науки». Мы не сомневаемся, что в процессе такой работы будут выявлены и здоровые, педа­гогически не запущенные школьники, малоспособные к различ­ным предметам программы. В отечественной философской, социологической и психологической литературе способности как социальное явление почти не изучались. Можно указать только на несколько работ, посвящен­ных этой проблеме: работу Л. И. Уманского об организаторских способностях, рассматриваемую нами в главе 6, работы Т. И. Ар­темьевой, о которых мы будем говорить в главах 4 и 5, и диссер­тацию В. В. Москаленко, считающей, что способности в плане социологии суть обусловленные потребностями данной общест­венно-экономической формации свойства индивидов, имеющие своей главной функцией успешное осуществление той деятельно­сти, которая ведет к поступательному развитию общества. Та­лант- это высшая степень развития творческих способностей, направленная на служение прогрессу134. Таково соотношение социологического, философского и психо­логического аспектов истории учения о способностях. Бесспорно, что способности не только как психологическое, но и как социаль­ное явление заслуживают большего внимания.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.