Период наиболее бурного роста словаря ребёнка


W. Stern отличает период от 2,1 до 2,2 как период наи­более бурного роста словаря его мальчика, обогатившегося за это время не менее чем 50 новыми словами, так что весь накопленный за год запас слов удвоился в течение одного месяца.Количественный рост словаря нашей девочки рисуется следующим образом. Четвертый год затишья у С. был для нашей девочки годом расцвета речи, давшим ей возможность не только догнать бывшего до этого времени далеко впереди С, но и перегнать его. От общей картины развития речи обратимся к рассмо­трению роли речи у ребенка, которая во многом отлична от ее роли у взрослого. Необходимо прежде всего отметить несомненно суще­ствующее различие в основной функции речи взрослого и ребенка. Речь взрослого служит главным образом социаль­ным целям, являясь незаменимым по своему совершенству средством общения не только с непосредственно окружающей средой, но и с людьми, находящимися на огромном отдалении, а путем печатного слова – с прош­лыми и будущими поколениями. У ребенка, в особенности в первые годы жизни, речь служит в значительной степени целям выражения своих ощущений, переживаний и желаний. Швейцарский психолог Пиаже тонко отметил, что даже тогда, когда ребенок ведет разговор среди сверстников, он часто не ждет от последних ни отклика, ни ответа на свои выска­зывания и вопросы: он ведет не диалог, а, по выражению. Пиаже, «коллективный монолог». Речь, таким образом, носит у ребенка ярко выраженный эгоцентричес­кий характер. Подвергнув анализу несколько тысяч за­писанных детских высказываний, Пиаже нашел, что в 3 года коэффициент эгоцентризма, т. е. от­ношение эгоцентрических фраз ко всем высказываниям, равен 0,56. Эгоцентризм, следовательно, является господствующей формой речи в преддошкольном возрасте. Вывод Пиаже нельзя принять без оговорки. То обстоятельство, что ребе­нок в кругу своих сверстников не дожидается ни реплики на свои высказывания, ни ответа на свои вопросы, не оз­начает еще, что ребенок ведет подлинный монолог, т. е. громко говорит для себя. В действительности и в этих слу­чаях речь удовлетворяет потребность ребенка не только в выражении, но и в общении. Только особенности его аудитории таковы, что ее реплики и суждения не имеют для него большого значения или, во всяком случае, имеют меньшее значение, чем его личные действия или возни­кающие и быстро сменяющиеся вопросы, которыми он хо­чет поделиться с другими. Так актер на сцене говорит как бы про себя, но он говорит только потому, что его слушают зрители, и только для того, чтобы они его слушали.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.