Период наиболее бурного роста словаря ребёнка
W. Stern отличает период от 2,1 до 2,2 как период наиболее бурного роста словаря его мальчика, обогатившегося за это время не менее чем 50 новыми словами, так что весь накопленный за год запас слов удвоился в течение одного месяца.Количественный рост словаря нашей девочки рисуется следующим образом. Четвертый год затишья у С. был для нашей девочки годом расцвета речи, давшим ей возможность не только догнать бывшего до этого времени далеко впереди С, но и перегнать его. От общей картины развития речи обратимся к рассмотрению роли речи у ребенка, которая во многом отлична от ее роли у взрослого. Необходимо прежде всего отметить несомненно существующее различие в основной функции речи взрослого и ребенка. Речь взрослого служит главным образом социальным целям, являясь незаменимым по своему совершенству средством общения не только с непосредственно окружающей средой, но и с людьми, находящимися на огромном отдалении, а путем печатного слова – с прошлыми и будущими поколениями. У ребенка, в особенности в первые годы жизни, речь служит в значительной степени целям выражения своих ощущений, переживаний и желаний. Швейцарский психолог Пиаже тонко отметил, что даже тогда, когда ребенок ведет разговор среди сверстников, он часто не ждет от последних ни отклика, ни ответа на свои высказывания и вопросы: он ведет не диалог, а, по выражению. Пиаже, «коллективный монолог». Речь, таким образом, носит у ребенка ярко выраженный эгоцентрический характер. Подвергнув анализу несколько тысяч записанных детских высказываний, Пиаже нашел, что в 3 года коэффициент эгоцентризма, т. е. отношение эгоцентрических фраз ко всем высказываниям, равен 0,56. Эгоцентризм, следовательно, является господствующей формой речи в преддошкольном возрасте. Вывод Пиаже нельзя принять без оговорки. То обстоятельство, что ребенок в кругу своих сверстников не дожидается ни реплики на свои высказывания, ни ответа на свои вопросы, не означает еще, что ребенок ведет подлинный монолог, т. е. громко говорит для себя. В действительности и в этих случаях речь удовлетворяет потребность ребенка не только в выражении, но и в общении. Только особенности его аудитории таковы, что ее реплики и суждения не имеют для него большого значения или, во всяком случае, имеют меньшее значение, чем его личные действия или возникающие и быстро сменяющиеся вопросы, которыми он хочет поделиться с другими. Так актер на сцене говорит как бы про себя, но он говорит только потому, что его слушают зрители, и только для того, чтобы они его слушали.
Метки: возможность, картина, период
Страницы: 1 2