Особенности развития детского мышления


Особенности развития детского мышленияЗа изложением развития речи, согласно нашему плану, должно следовать рассмотрение особенностей развития детского мышления.Хотя судьбы мышления и речи тесно связаны друг с другом, но они отнюдь не сливаются друг с другом. Вза­имоотношения мышления и речи гораздо сложнее, чем обычно их представляют.
Если речь рассматривать не формально, как совокуп­ность слов, а как систему знаков, то уже у низших жи­вотных, у пчел, как показал Фриш, имеются формы пове­дения, которые выполняют эту функцию речи. Но даже звуковая, словесно речь не составляет исключительной особенности человека. \ У обезьян, которые подверглись в этом отношении биоголетнему наблюдению, удалось констатировать настоящий язык из 32 элементов речи и слов.
Во всех этих случаях речь, понимаемая как система знаков, в форме жестов, мимики, тактильных сигналов или зачатков слов служит целям выражения эмоций или оповещения, сигнализации, т. е. тем же целям, которым служат крики, лепет и даже первые слова ребенка. На этой стадии развития речь никоим образом не предпола­гает наличия мышления. Но если на определенных ста­диях возможна речь без мышления, то в такой же мере возможно мышление без речи. Поведение ребенка дает нам ясное доказательство су­ществования доречевого мышления не только в его простейших, но и в более сложных формах умственной деятельности. Обычная недооценка интеллектуальной деятельности ребенка находит себе, по-моему, объяснение в том, что речь сливают и отождествляют с мышлением и отсутствие речи считают доказательством совершенного отсутствия интеллекта. Опыты Келера, показавшие, что в известных условиях обезьяна обнаруживает способность не только применять, но и создавать орудия,- способность, которая считалась обычно исключительным свойством человеческого ума, – . эти опыты дали толчок к тому, чтобы и ребенка, не достиг­шего еще года и не владеющего речью, поставить, по край­ней мере по степени интеллекта, на одну ступень с шимпанзе (Бюлер).

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.