Особенности нервно-психической организации
Нервная система играет решающую роль и в ходе общего развития личности, и в развитии отдельных со сторон.
Отсюда ясно, какое огромное значение имеет и для теории, и для практики педагогики знание воспитателем особенностей нервной системы ребенка младшего дошкольного возраста. Анатомическое строение нервной системы, включая и ее высшие отделы, при всей своей сложности и тонкости представляется к 3 годам уже завершенным не только в общем плане и в основных чертах, но и во многих деталях. Количество нервных клеток, их строение, ход нервных волокон, сложный рисунок борозд и извилин больших полушарий, тончайшее, только в последние десятилетия исследованное пяти-слойное, строго дифференцированное по отдельным областям строение коры головного мозга человека – все сходно у ребенка 3-4 лет с состоянием мозга у взрослого. Таким образом, весь сложный аппарат мозга к 3 годам уже готов к действию. Со стороны мощности (массы) мозг ребенка относительно в несколько раз превосходит мозг взрослого: в то время как у взрослого вес головного мозга равен ‘/45 веса его тела, у трехлетнего ребенка вес мозга составляет веса тела. Все дальнейшее развитие нервной системы и прежде всего ее высшего аппарата – головного мозга заключается главным
образом в качественных функциональных усовершенствованиях, следовательно, почти целиком зависит от тех влияний и воздействий, которым мозг подвергается.
Объективная действительность отражается в мозге ребенка, как и в мозге взрослого. На основе отражения объективной действительности взрослый устанавливает отношения между отдельными явлениями, уясняет причинно-следственные зависимости, сравнивает и соотносит отдельные предметы.
У ребенка возможности для сравнивания, связывания, выделения более ограниченны, поэтому для него невозможно широкое обобщение. Для младшего дошкольника характерна также крайняя неустойчивость, быстрая утомляемость, легкая возбудимость. Эти свойства лишают маленького ребенка возможности сосредоточиться, внимательно следить за чем-либо. Одной из причин этого является отсутствие единства и связности в работе-головного мозга. Раздражения, притекающие в мозг, вызывают в нем волны возбуждения, растекающиеся по обширным областям.
Метки: организация, педагогика, роль
Страницы: 1 2