Особенности нервно-психической организации


Нервная система играет решающую роль и в ходе общего развития личности, и в развитии отдельных со сторон.
Отсюда ясно, какое огромное значение имеет и для теории, и для практики педагогики знание воспитателем особенностей нервной системы ребенка младшего до­школьного возраста. Анатомическое строение нервной системы, включая и ее высшие отделы, при всей своей сложности и тонкости представляется к 3 годам уже завершенным не только в общем плане и в основных чертах, но и во многих деталях. Количество нервных клеток, их строение, ход нервных волокон, сложный ри­сунок борозд и извилин больших полушарий, тончайшее, только в последние десятилетия исследованное пяти-слойное, строго дифференцированное по отдельным об­ластям строение коры головного мозга человека – все сходно у ребенка 3-4 лет с состоянием мозга у взрос­лого. Таким образом, весь сложный аппарат мозга к 3 го­дам уже готов к действию. Со стороны мощности (мас­сы) мозг ребенка относительно в несколько раз прево­сходит мозг взрослого: в то время как у взрослого вес головного мозга равен ‘/45 веса его тела, у трехлетнего ребенка вес мозга составляет веса тела. Все дальней­шее развитие нервной системы и прежде всего ее выс­шего аппарата – головного мозга заключается главным
образом в качественных функциональных усовершенст­вованиях, следовательно, почти целиком зависит от тех влияний и воздействий, которым мозг подвергается.
Объективная действительность отражается в мозге ребенка, как и в мозге взрослого. На основе отражения объективной действительности взрослый устанавливает отношения между отдельными явлениями, уясняет при­чинно-следственные зависимости, сравнивает и соотносит отдельные предметы.
У ребенка возможности для сравнивания, связыва­ния, выделения более ограниченны, поэтому для него не­возможно широкое обобщение. Для младшего дошколь­ника характерна также крайняя неустойчивость, бы­страя утомляемость, легкая возбудимость. Эти свойства лишают маленького ребенка возможности сосредоточить­ся, внимательно следить за чем-либо. Одной из причин этого является отсутствие единства и связности в работе-головного мозга. Раздражения, притекающие в мозг, вы­зывают в нем волны возбуждения, растекающиеся по обширным областям.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.