Опыт работы детского сада
В статье «Опыт работы детского сада Коломны» имеется тот же недостаток, еще более резко выраженный, что и в статье тов. П. То, что должно было бы стоять в центре описания,- характерные черты воспитательной работы, особенности поведения и личности воспитателя – затронуто лишь вскользь, и наоборот, Преобладающее место занимает материал, характеризующий детскую наблюдательность. Таким образом, кто в соответствии с заглавием надеялся бы найти в описании материал для изучения и обобщения педагоигческого опыта, обманулся бы в своих ожиданиях, а тот, кто интересуется вопросами детской наблюдательности, может быть, не дал бы себе труда ознакомиться с описанием, заглавие которого не указывает его содержания.Целый ряд прошедших через мои руки дневников страдает все теми же изъянами: расплывчатостью задач, обилием детских высказываний, отсутствием каких-либо руководящих принципов и, главное, чрезвычайно слабым выявлением личности воспитателя, своеобразия его взаимоотношений с детьми и его воспитательных приемов.
Указанные недостатки, свойственные не только дневникам и отдельным статьям и описаниям, но и огромной части материалов, обильно притекающих и накопляющихся под общей рубрикой педагогического опыта, несомненно, тормозят продуктивное использование их. Все же надо с чувством полного удовлетворения признать, что первый шаг на ответственном пути изучения и обобщения педагогического опыта сделан. Мудрые, прекрасные слова Пушкина, послужившие эпиграфом для первой моей статьи («Учусь удерживать вниманье долгих дум»), были восприняты многими дошкольными работниками. Над опытом, своим и чужим, стали напряженно думать. Пора, однако, вслед за первым шагом сделать второй. Этот второй шаг требует не меньших усилий и, может быть, даже большей смелости, чем первый. Но проблема изучения педагогического опыта настолько важна и сложна – в сущности, это проблема создания педагогики, взятой из жизни и проверенной в жизни, а не «только в кабинетах и лабораториях,- что каждый шаг, приближающий нас к ее решению, сулит нам очень многое.
Метки: недостаток, поведение, статья
Страницы: 1 2