Игры, игрушки и занятия


Нет сомнения, что эти черты действительно присущи детской организации, но нет также сомнения в том, что, если бы только эти черты были присущи ей, нервная си­стема ребенка в огромном большинстве случаев, несмотря на все наши мероприятия, не выдержала бы тяжелого на­пора реальной действительности. Вместе со многими други­ми противоречиями организация ребенка включает в себя и эту противоположность: наряду с неустойчивостью и хрупкостью его нервная система проявляет извест­ную независимость, постоянство и большую сопротивляе­мость.В другом месте 1 я подробно обосновываю то положе­ние, что вместе с культурой растет и независимость выс­ших нервных аппаратов человека, но зарождающаяся ав­тономия нервной системы проявляется уже у ребенка.
В самом деле, разве пережитые нами годы войны, го­лода, революции, столь тяжко обрушившиеся на все дет­ское население, не доказали удивительной жизнеспособ­ности, сопротивляемости и большой устойчивости нервной системы ребенка? После таких потрясений, которым она подвергалась, при тех тяжелых условиях, в которых она развивалась, нас должен поражать не рост детской нервоз­ности, а великая способность детской нервной системы к борьбе.
Далее, при любой детской болезни и в особенности при инфекционных болезнях всегда вовлекается в болез­ненный процесс нервная система, но замечательно то, что даже ряд перенесенных серьезных заболеваний оставля­ет иногда наименьший след на нервной системе ребенка, между тем как другие его органы (сердце, суставы, лег­кие) остаются поврежденными на всю жизнь.
Наконец, разве так исключительны случаи, когда недо­статочность питания и общая слабость детского организма совмещаются не только с удовлетворительным функцио­нированием высших нервных аппаратов, но даже с их ра­ботоспособностью, далеко превосходящей средний уро­вень?
Сказанным я не хотел бы ни умалить в глазах педаго­га того значения, которое имеют для построения всей вос­питательной системы повышенная возбудимость и легкая повреждаемость нервной системы в ранние годы, ни пере­оценить ее способность к независимому функционирова­нию, ее устойчивость в борьбе. Я бы желал лишь, чтобы педагог, руководствуясь в своих мероприятиях требова­ниями, выдвигаемыми гигиеной нервной системы ребенка, находил для своей работы твердую опору в сознании, что не только хрупкость и чувствительность характеризуют нервную систему ребенка, но и поразительная работоспо­собность, постоянство в поступательном движении и тен­денция к независимости и совершенствованию.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.