Игры, игрушки и занятия
Нет сомнения, что эти черты действительно присущи детской организации, но нет также сомнения в том, что, если бы только эти черты были присущи ей, нервная система ребенка в огромном большинстве случаев, несмотря на все наши мероприятия, не выдержала бы тяжелого напора реальной действительности. Вместе со многими другими противоречиями организация ребенка включает в себя и эту противоположность: наряду с неустойчивостью и хрупкостью его нервная система проявляет известную независимость, постоянство и большую сопротивляемость.В другом месте 1 я подробно обосновываю то положение, что вместе с культурой растет и независимость высших нервных аппаратов человека, но зарождающаяся автономия нервной системы проявляется уже у ребенка.
В самом деле, разве пережитые нами годы войны, голода, революции, столь тяжко обрушившиеся на все детское население, не доказали удивительной жизнеспособности, сопротивляемости и большой устойчивости нервной системы ребенка? После таких потрясений, которым она подвергалась, при тех тяжелых условиях, в которых она развивалась, нас должен поражать не рост детской нервозности, а великая способность детской нервной системы к борьбе.
Далее, при любой детской болезни и в особенности при инфекционных болезнях всегда вовлекается в болезненный процесс нервная система, но замечательно то, что даже ряд перенесенных серьезных заболеваний оставляет иногда наименьший след на нервной системе ребенка, между тем как другие его органы (сердце, суставы, легкие) остаются поврежденными на всю жизнь.
Наконец, разве так исключительны случаи, когда недостаточность питания и общая слабость детского организма совмещаются не только с удовлетворительным функционированием высших нервных аппаратов, но даже с их работоспособностью, далеко превосходящей средний уровень?
Сказанным я не хотел бы ни умалить в глазах педагога того значения, которое имеют для построения всей воспитательной системы повышенная возбудимость и легкая повреждаемость нервной системы в ранние годы, ни переоценить ее способность к независимому функционированию, ее устойчивость в борьбе. Я бы желал лишь, чтобы педагог, руководствуясь в своих мероприятиях требованиями, выдвигаемыми гигиеной нервной системы ребенка, находил для своей работы твердую опору в сознании, что не только хрупкость и чувствительность характеризуют нервную систему ребенка, но и поразительная работоспособность, постоянство в поступательном движении и тенденция к независимости и совершенствованию.
Метки: занятие, нервная система, организация
Страницы: 1 2