Общественное воспитание


Мы остановились подробно на воспитании эмоций неза­висимости и мужества потому, что развитие этих эмоций на самых ранних стадиях жизни имеет громадное значе­ние для дальнейшего развития всей личности человека. Но само собой понятно, что проблема воспитания эмо­ций не ограничивается только этими эмоциями. Проблема эта чрезвычайно обширна и мало разработана. Мы лишь в самых общих чертах коснемся ее в целом со стороны количественной и качественной. Не может быть и речи о какой-либо точной дозировке эмоций. Жизненная обстановка – не аптека, и воспита­тельное воздействие – не лекарство; поэтому бессмыс­ленно говорить об отпуске ребенку известного количества эмоций. Речь может идти лишь о значении чрезмерного обилия эмоций, насыщенности ими всей атмосферы, в ко­торой живет ребенок, и, наоборот, о скудости и бедности эмоций.
О жизненной ценности эмоций для ребенка мы уже го­ворили и указывали на то, насколько энергия ребенка может быть подавлена и источники, питающие его актив­ность, могут быть иссушены, если мы чрезмерно сузим его эмоциональную сферу.
Ребенок нуждается в любви глубокой и силь­ной, и любовь матери в этом отношении вряд ли чем ­нибудь может быть заменена. Это одно из наиболее силь­ных и глубоких человеческих чувств, и именно потому, что всю силу и глубину его человек испытывает на себе в раннем возрасте, оно оставляет след на всю жизнь.
«Клиническое наблюдение,- говорит проф. П. С. Ме­довиков,- показывает, что дети в условиях домашней обстановки, хотя подчас и далеко не отвечающей скром­ным гигиеническим требованиям, меньше болеют и легче переносят инфекции, чем находящиеся в условиях идеаль­но поставленного стационара для трудных детей, где усло­вия асептики, казалось бы, предотвращали возможность инфекций, но где нет души, нет любовного отношения к ребенку, а лишь казарменно размеренная жизнь» 1.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.