Общественное воспитание
Мы остановились подробно на воспитании эмоций независимости и мужества потому, что развитие этих эмоций на самых ранних стадиях жизни имеет громадное значение для дальнейшего развития всей личности человека. Но само собой понятно, что проблема воспитания эмоций не ограничивается только этими эмоциями. Проблема эта чрезвычайно обширна и мало разработана. Мы лишь в самых общих чертах коснемся ее в целом со стороны количественной и качественной. Не может быть и речи о какой-либо точной дозировке эмоций. Жизненная обстановка – не аптека, и воспитательное воздействие – не лекарство; поэтому бессмысленно говорить об отпуске ребенку известного количества эмоций. Речь может идти лишь о значении чрезмерного обилия эмоций, насыщенности ими всей атмосферы, в которой живет ребенок, и, наоборот, о скудости и бедности эмоций.
О жизненной ценности эмоций для ребенка мы уже говорили и указывали на то, насколько энергия ребенка может быть подавлена и источники, питающие его активность, могут быть иссушены, если мы чрезмерно сузим его эмоциональную сферу.
Ребенок нуждается в любви глубокой и сильной, и любовь матери в этом отношении вряд ли чем нибудь может быть заменена. Это одно из наиболее сильных и глубоких человеческих чувств, и именно потому, что всю силу и глубину его человек испытывает на себе в раннем возрасте, оно оставляет след на всю жизнь.
«Клиническое наблюдение,- говорит проф. П. С. Медовиков,- показывает, что дети в условиях домашней обстановки, хотя подчас и далеко не отвечающей скромным гигиеническим требованиям, меньше болеют и легче переносят инфекции, чем находящиеся в условиях идеально поставленного стационара для трудных детей, где условия асептики, казалось бы, предотвращали возможность инфекций, но где нет души, нет любовного отношения к ребенку, а лишь казарменно размеренная жизнь» 1.
Страницы: 1 2