Общественное воспитание
Украшения на стенах, темы бесед, рассказов и картинок могут уже в ранние годы жизни вводить ребенка в историю побед человечества над грозными стихиями. Надо удивляться тому, как рано можно отметить в ребенке элементы зарождения героики, которые так ярко расцветают в значительно более позднюю пору жизни.
Общественное воспитание имеет то преимущество перед семейным, что оно организует объединенными силами взрослых и детей среду, которая соответствует свойствам и жизненным потребностям ребенка и к которой взрослые должны приспособляться, между тем как обстановку в семье организуют взрослые для себя и к ней должны приспособляться своими слабыми силами дети. Понятно поэтому, что именно в семейной обстановке ребенок должен себя чувствовать постоянно как бы среди проволочных заграждений, где нельзя сделать ни одного шага уверенно, без опасения нарушить какой-либо запрет, вызвать упрек, выговор или даже физическое насилие как кару за посягательство на собственность взрослых или за нарушение установленных ими правил.
Ничто так не в состоянии подтачивать в самом зародыше чувство мужества и смелости, сознания своего достоинства, как система запретов и выговоров, которая лишает ребенка на каждом шагу и в каждый час его жизни чувства свободы и независимости. Слово «нельзя», которое ребенок постоянно слышит, играет в семейном воспитании, по выражению Уотсона, роль как бы удара молота. Под этим всегда грозящим ему ударом ребенок съеживается, настораживается, теряет почву.
Ребенку не должно быть все дозволено, но вся обстановка должна быть такова, чтобы он встречал препятствия в проявлениях своей индивидуальности лишь тогда, когда его активность грозит опасностью его здоровью или нарушает интересы других детей – его сотоварищей.
Метки: беседа, воспитание, украшение
Страницы: 1 2