Обобщение педагогического опыта
Ясно осознавать цель своей работы, в письменной, возможно более понятной и точной форме формулировать ее и фиксировать все этапы пути, ведущие к достижению этой цели, все промахи и успехи, а затем, по завершении, вчитываясь в свои записи, вновь проникнуть внимательным взглядом во все извилины пройденного пути, открывая источники удач и ошибок,- весь этот сложный процесс является лучшим орудием для поднятия и самой личности педагога, и его воспитательной работы на большую высоту. Мысль о ценности систематического добросовестного фиксирования своего опыта должна стать достоянием самых широких масс дошкольных работников, включая начинающих, и к пропаганде этой мысли должны быть направлены усилия методических кабинетов и отдельных методистов.
Если фиксирование воспитателем своего опыта заслуживает всегда поощрения, то метод сбора этого опыта в наших методических кабинетах требует критического отношения. Он часто превращается в простое нагромождение сырого материала и приводит к образованию бумажного балласта, который ложится мертвым грузом на деятельность кабинета. Сбор материала должен производиться по определенному принципу. Основной принцип должен заключаться в тщательном отборе и умелой систематизации.
Во многих случаях документы носят чисто описательный, хронологический характер. Они лишены основных элементов, которые обязательны для опыта: конкретной целенаправленности, поисков ответа на выдвинутый жизнью вопрос, хотя бы намека на анализ. В них не находят отражения ни живые дети, ни воспитатель, ни живая, пронизанная трудностями и неудачами жизнь.
Страницы: 1 2