Обобщение педагогического опыта


Обобщение педагогического опыта. Очень часто приходится слышать и читать о важности 3 необходимости обобщения опыта, но, к сожалению, и все дают себе ясный отчет, что следует разуметь по обобщением опыта. Если под обобщением понимать придание какому-либо особенно удачному и плодотворном; опыту универсального значения, роли закона или образца, то к такого рода обобщению надо относиться с величай­шей осторожностью. Педагогика не физика и не химия; вряд ли в работе двух воспитателей все условия могут в полной мере совпадать так, чтобы метод или прием, ока­завшийся удачным у одного и примененный без всякого видоизменения другим, непременно окажется столь же удачным. Опасения Н. К. Крупской, что такого рода обоб­щения могут оказаться обманчивыми, вполне основательны. Самая большая опасность заключается в тот что неправильно обобщенный опыт может привести, к разочарованию или же трафарету.Можно, однако, толковать обобщение в более ограниченном смысле – в смысле признания целесообразном1.’ использования данного опыта в тех случаях, в которых важнейшие, решающие условия воспитательной работ,, (цели, индивидуальность детей, обстановка) совпадают с условиями опыта. Но и в этих случаях всегда приходите! вносить видоизменения, новые варианты и детали, которых требуют особенности работы в каждом отдельном случае. Таким образом, ценность опыта, даже лучшего заключается не в том, что его можно копировать, механически применять, а в том, что он, сознательно усвоенный, творчески используемый, будит мысль, питает инциативу и открывает перед воспитателем новые пути и перспективы. Именно в этом смысле нужно понимать и высоко оценивать обобщение педагогического опыта и в этом направлении должно идти его использование.
Сбор и обработка опытного матери­ал а. В последнее время наши методические кабинеты, редакции журналов отмечают беспрерывный и обильный приток материала, в котором фиксируется педагогиче­ский опыт отдельных товарищей. Это обстоятельство должно радовать всех, кому дорого дело дошкольного воспитания. Не следует ставить этому потоку никаких искусственных преград; надо лишь стремиться ввести его в русло. Надо помнить, что всякий опыт, всякая по­пытка его фиксирования, как бы несовершенны они ни были, заключают в себе ценные элементы самоконтроля и целенаправленного мышления и этим самым являются ступенью для повышения квалификации.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.