Нравственно-психологическая структура


В целом отвечая требованиям сегодняшнего дня медици­ны, адаптируя нравственно-психологическую структуру лич­ности врача для успешного выполнения профессиональных задач, подобная перестройка, несомненно, имеет положи­тельный характер. Вместе с тем она рождает ряд негативных сторон, связанных с абсолютизацией роли и места научно-технических средств в деятельности врача. Одна из этих отрицательных тенденций выражается в недооценке роли личностного фактора, внутреннего мира больного в ходе лечебно-диагностического процесса, недостаточном осмысле­нии значения нравственно-психологического единства во взаимоотношениях врача и больного. Технократический оп­тимизм части медицинских работников, питаемый значитель­ными успехами медицины под влиянием широкого примене­ния достижений технической мысли, приобретает самые разнообразные формы и оттенки. Его влиянию в известной степени подвержена и часть профессорско-преподавательского состава медицинских вузов, что небла­гоприятно отражается на постановке деонтологического вос­питания студентов в ходе учебного процесса. Акцентирова­ние внимания при изложении учебного материала на науч­ную, техническую и методологическую стороны дела, увле­чение рассмотрением деталей техники диагностики и лечения приводят к тому, что главный объект деятельности врач – человек, мыслящий и переживающий, оценивающий и стра­дающий, остается в тени или рассматривается как пассивный объект врачебного воздействия.Забвение или хотя бы простая недооценка того факта, что больной есть личность, субъект общения, познания и оценки и как таковой активный соучастник лечебно-диагностической и профилактической деятельности врача, неизбежно оборачивается ущемлением его интересов и нару­шением норм и принципов медицинской этики и деонтологии. В связи с этим, какими бы благими целями ни руководство­вался преподаватель, стремясь научить студентов тонкостям профессиональной «технологии», забывая при этом о боль­ном, его переживаниях, реакциях на лечение и личность врача, о нравственно-психологическом климате врачевания, он невольно формирует у будущих врачей технократическую узость мышления, нравственную черствость, пренебрежение к личностным компонентам врачевания. В практической деятельности будущих врачей эти просчеты преподавания ведут к серьезным профессиональным и нравственным из­держкам.
Преувеличение роли лабораторных, инструментальных и других параклинических исследований в диагностике приво­дит к недооценке общеклинического исследования больных, углубленного анализа анамнеза, что влечет за собой, по данным многих клиницистов, 30% всех диагностических ошибок у терапевтических больных. Уход в сторону узкого техницизма,; непонимание доминирующей роли общеклиниче­ского изучения сужают кругозор врача, приводят к шаблону в диагностике и лечении со всеми негативными последстви­ями для заболевшего. Часто стремление к «всесторонности» инструментально-клинического исследования превращается в самоцель, совершенно не диктуется необходимостью клини­ческого течения болезни, превращается в средство маскиров­ки своей профессиональной ущербности, отсутствия умения клинически мыслить.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.