Нравственно-психологическая структура
В целом отвечая требованиям сегодняшнего дня медицины, адаптируя нравственно-психологическую структуру личности врача для успешного выполнения профессиональных задач, подобная перестройка, несомненно, имеет положительный характер. Вместе с тем она рождает ряд негативных сторон, связанных с абсолютизацией роли и места научно-технических средств в деятельности врача. Одна из этих отрицательных тенденций выражается в недооценке роли личностного фактора, внутреннего мира больного в ходе лечебно-диагностического процесса, недостаточном осмыслении значения нравственно-психологического единства во взаимоотношениях врача и больного. Технократический оптимизм части медицинских работников, питаемый значительными успехами медицины под влиянием широкого применения достижений технической мысли, приобретает самые разнообразные формы и оттенки. Его влиянию в известной степени подвержена и часть профессорско-преподавательского состава медицинских вузов, что неблагоприятно отражается на постановке деонтологического воспитания студентов в ходе учебного процесса. Акцентирование внимания при изложении учебного материала на научную, техническую и методологическую стороны дела, увлечение рассмотрением деталей техники диагностики и лечения приводят к тому, что главный объект деятельности врач – человек, мыслящий и переживающий, оценивающий и страдающий, остается в тени или рассматривается как пассивный объект врачебного воздействия.Забвение или хотя бы простая недооценка того факта, что больной есть личность, субъект общения, познания и оценки и как таковой активный соучастник лечебно-диагностической и профилактической деятельности врача, неизбежно оборачивается ущемлением его интересов и нарушением норм и принципов медицинской этики и деонтологии. В связи с этим, какими бы благими целями ни руководствовался преподаватель, стремясь научить студентов тонкостям профессиональной «технологии», забывая при этом о больном, его переживаниях, реакциях на лечение и личность врача, о нравственно-психологическом климате врачевания, он невольно формирует у будущих врачей технократическую узость мышления, нравственную черствость, пренебрежение к личностным компонентам врачевания. В практической деятельности будущих врачей эти просчеты преподавания ведут к серьезным профессиональным и нравственным издержкам.
Преувеличение роли лабораторных, инструментальных и других параклинических исследований в диагностике приводит к недооценке общеклинического исследования больных, углубленного анализа анамнеза, что влечет за собой, по данным многих клиницистов, 30% всех диагностических ошибок у терапевтических больных. Уход в сторону узкого техницизма,; непонимание доминирующей роли общеклинического изучения сужают кругозор врача, приводят к шаблону в диагностике и лечении со всеми негативными последствиями для заболевшего. Часто стремление к «всесторонности» инструментально-клинического исследования превращается в самоцель, совершенно не диктуется необходимостью клинического течения болезни, превращается в средство маскировки своей профессиональной ущербности, отсутствия умения клинически мыслить.
Метки: задача, личность, структура
Страницы: 1 2