Начало стояния и ходьбы
Доктор Е. А. Покровский вполне нрав, когда предостерегает от применения аппаратов для обучения ребенка ходьбе и вполне резонно советует скорее удерживать порывы ребенка к стоянию и ходьбе, чем искусственно поощрять их. В течение своей многолетней деятельности я не припомню ни одного случая, в котором запоздалое начало стояния и ходьбы было бы обусловлено недостатком поощрения или отсутствием соответствующего аппарата. И наоборот, встречались нередко случаи, когда ребенок к великому удовольствию родителей рано становился на ножки и с помощью взрослых делал преждевременные шаги, что вызывало искривление конечностей.
Когда здоровый ребенок делает свою первую попытку становиться на ноги, нет необходимости форсировать этот процесс путем приманок или поощряющих возгласов; нужно, чтобы он имел перед собой простор и в этом просторе удобные опорные пункты. Обычная мебель неудобна, так как при передвижении производит много шума, поэтому целесообразно предоставить в распоряжение ребенка для упражнения в ходьбе легкие детские стульчики.
В дальнейшем развитии двигательного аппарата ребенка основная роль принадлежит играм и оборудованию их надлежащим материалом. Об этой стороне воспитания мы уже говорили; здесь я хотел бы лишь прибавить два положения: во-первых, в области движений, как и во всех областях воспитания, следует перед ребенком ставить задачи, которые хотя и требуют некоторого с его стороны напряжения, но вполне осуществимы, и, во-вторых, наряду со свободными играми, значение которых для развития в ранние годы жизни нельзя переоценить, вполне уместны начиная с 2′/г-3 лет подвижные организованные игры («Каравай», «Рыбак и рыбка», передача мяча друг другу, «Кошки и мышки» и т. д.).
Эти игры могут быть прекрасно использованы в целях развития мускулатуры, в особенности дыхательной, без ущерба для их занимательности.
Мы достаточно говорили о роли движений в развитии ребенка для того, чтобы понятно было то внимание, которое следует уделить с ранних лет правильному воспитанию и укреплению двигательного аппарата ребенка. Не меньшего внимания заслуживает в системе физического воспитания другой орган, играющий в известном смысле роль противоположную двигательному аппарату, именно к о ж а.
Метки: мускулатура, начало, ходьба
Страницы: 1 2