Источник возбуждения
В описанных условиях источник возбуждения лежит в столкновении одновременно возникающих в мозгу противоположных нервных течений – возбуждения и торможения. Таким образом, находит себе обоснование умная поговорка «у семи нянек дитя без глаза», и это обоснование дает нам вместе с тем практические указания, важные при воспитании нервного, капризного ребенка. Не следует давать в руки ребенку одновременно много игрушек, одинаково занимательных и интересных, не следует давать ему чувствовать, что он находится всегда под бдительным, любящим оком многих лиц, из коих у каждого он может найти защиту и помощь, когда другие его обидят или не угодят. Капризный ребенок в большей степени, чем здоровый, нуждается в том, чтобы его воспитанием руководило одно лицо, авторитет которого не опорочивался бы и мероприятия которого не подвергались бы отмене со стороны других на глазах ребенка. Само собой понятно, что лицо это должно само обладать достаточной уравновешенностью и пониманием особенностей организации нервного ребенка. В случаях, когда указанные условия неосуществимы, изъятие ребенка из привычной обстановки часто оказывает благотворное влияние на его нервную систему.Капризы ребенка нельзя назвать совершенно бессмысленными. Сам беспомощный, бессильный что-нибудь делать, ребенок при помощи капризов, плача, нытья из-за пустяков старается скрыть свою слабость и проявляет свою мнимую силу.
Таким образом действительная слабость ребенка, неумение его приспосабливаться к требованиям реальной жизни превращается в свою противоположность – во внешне проявляемую силу.
В детских капризах часто проявляется так тонко подмеченное Кречмером у истеричных и мастерски им описанное «произвольное усиление рефлексов». Оно заключается в том, что, когда рефлекторная реакция организма угасла, вследствие того что вызвавшее ее раздражение миновало и возбуждение улеглось, больной, извлекающий для себя из этой реакции какую-либо воображаемую или действительную выгоду (например, привлечение всеобщего внимания и сочувствия, свидетельство о нетрудоспособности и т. п.), вновь вызывает ее легким произвольным импульсом. Этот импульс может быть чуть заметным, едва осознаваемым, но, падая на возбудимую, хорошо подготовленную нервную почву, он достаточен для того, чтобы вызвать к жизни угасший рефлекс.
Метки: возбуждение, обоснование, торможение
Страницы: 1 2