Монотонная речь
Монотонная речь невыразительна, скучна и неприятна. Образцы речи, которые дает воспитатель, выразительное чтение художественных произведений, хорошо поставленное пение, слушание музыки, игры, в которых требуется изменение интонации при произнесении одной и той же фразы, могут служить хорошими средствами для развития гибкости голоса.
Координация работы речевых мышц достигает у пятилетнего ребенка некоторой тонкости: он способен к выразительной интонации, к модулированию. Надо эту способность развивать, совершенствовать.
Лучшим средством и важнейшим условием достижения успеха в работе над развитием речи ребенка является создание у него потребности в речи как в средстве выражения чувств, мыслей и желаний и как в орудии общения с другими. Это осуществляется, если жизнь ребенка наполнена разнообразным, интересным содержанием, если она дает ребенку яркие впечатления, возбуждает в нем чувства удивления, любви, восхищения, восторга, если в окружающей атмосфере царит приветливость и дружба и в воспитателе ребенок всегда видит и чувствует любящего друга, интересующегося его жизнью, его удачами и неудачами, всеми его переживаниями.
Наряду с заботой об обогащении словаря ребенка надо научить его последовательности, ясности в своих рассказах. Для достижения этих целей следует открыть перед ребенком сокровища народного творчества, использовать произведения советской детской литературы. При выборе литературно-художественного материала надо отрешиться от слишком низкой оценки воображения пятилетнего ребенка и характера его эмоциональных переживаний. И воображение и чувства его при известных условиях в состоянии проявлять и силу и богатство. Животный эпос является почти исключительным источником, из которого черпают материал для рассказывания детям средней группы. Не может быть спора, что в этом материале имеются привлекательные образы, вполне доступные для детей. Но надо пользоваться для рассказывания и такими сказками, в которых героями выступают люди, в которых перед фантазией ребенка рисуются картины, лица и события большой красоты, воли и силы. Пусть ребенок многое поймет по-своему, но он почувствует что-то новое, яркое и сильное, а это крайне важно.
Метки: изменение, речь, чтение
Страницы: 1 2