Методы проведения занятий
Занятия в группах с разнородным контингентом лучше всего проводить полупоточным методом. В этом случае преподаватель, демонстрируя упражнения, одновременно дает команды, призывающие занимающихся к непосредственному их выполнению. Например: «Примите стойку ноги врозь», «Наклонитесь вперед», «Выпрямитесь», «Присядьте», «Встаньте», «Поставьте руки к плечам», «Наклонитесь назад», «Вернитесь в исходное положение» и т. д. По ходу выполнения упражнения даются методические указания типа: «Прогнитесь», «Голову держите прямо», «Расслабьте мышцы», «Вдохните», «Выдохните» и т. п. Полупоточный метод проведения занятий сокращает время на объяснение тех или иных исходных положений и отдельных движений и почти полностью ликвидирует паузы между упражнениями. Он применяется как при первоначальном изучении упражнений, так и при их повторении, удобен при дифференцировании нагрузок.Общие методы дозирования нагрузки. Для достижения максимального эффекта в занятиях групп здоровья большое значение имеет величина физической нагрузки и ее правильное распределение в процессе урока. Физическая нагрузка может быть слабой (или незначительной), средней (или умеренной) и значительной (или большой).
Наблюдения показали, «то слабая нагрузка в группах здоровья практически не оказывает воздействия на организм, а большая может дать отрицательный результат. Благоприятный эффект оказывает лишь нагрузка средней величины. При этом урок нужно строить так, чтобы нарастание или уменьшение нагрузки происходило постепенно и последовательно. При подборе физических упражнений необходим дифференцированный подход с учетом возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся. Людей среднего возраста, физически подготовленных, следует нагружать больше, чем лиц среднего и пожилого возраста со слабым уровнем тренированности.
Как же регулировать нагрузку во время урока? Когда контингент занимающихся однороден, это сделать несложно: нагрузку увеличивают или уменьшают так, чтобы она стала оптимальной для определенной категории занимающихся. Этого можно добиться путем изменения плотности занятий (чем меньше перерывы между упражнениями, тем выше плотность, и наоборот), темпа выполнения и количества повторений отдельных упражнений.
Значительно сложнее дифференцировать нагрузку для разнородного контингента.
Мы уже отмечали, что по данным медицинского обследования занимающихся следует разделить на три группы. Если нет возможности проводить занятия с каждой группой отдельно, тогда деление производится на подгруппы с учетом функционального состояния занимающихся.
В первую подгруппу включаются лица без существенных отклонений в состоянии здоровья, с хорошей функциональной подготовленностью; во вторую – лица с незначительными отклонениями в состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата, с удовлетворительной физической подготовленностью. В третью – лица, имеющие существенные отклонения в состоянии здоровья или низкий уровень физической подготовленности.
Метки: изучение, контингент, повторение
Страницы: 1 2