Личная жизнь человека


2 Аристотель, о душе. Л., 1937, с. 107. В другом месте своего трактата Б. Спиноза указывает: «…познание добра и зла возбуждает душевные волнения и нередко уступает место вожделениям всякого рода. Отсюда и родилось известное изречение поэта Овидия Назона – „вижу и одобряю лучшее, а следую худшему». То же самое разумел, кажется, и Экклезиаст, сказав: „увеличивающий свое знание, увеличивает свое страда­ние». Я говорю это не с той целью, чтобы заключить от­сюда, что лучше не знать, или что в обуздании аффектов нет никакого различия между разумным и глупым, но потому, что необходимо знать как способность, так и не­способность нашей природы, дабы иметь возможность определить, на что способен разум в обуздании аффектов и на что нет»
Г. Лейбниц также присоединяется к точке зрения Р. Декарта. Он пишет: «Влечения похожи на камень, движущийся самым прямым, но не всегда лучшим путем по направлению к центру земли, так как он не может предвидеть, что встретит скалы, о которые разобьется; между прочим, он скорее приблизился бы к своей цели, если бы обладал умом и средствами обойти эти скалы. Таким образом, направляясь прямо к влекущему нас в данный момент удовольствию, мы иногда попадаем в пу­чину бедствий»2.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.