Личная жизнь человека


Личная жизнь человекаВ личной жизни человека нередко бывает, когда его чувства, страсти вступают в острое противоречие с со­держанием его логики. Чувства, противопоставленные логической необходимости в соответствующей ситуации, обычно ведут к неудачам и бедствиям в жизни. А. И. Герцен писал, что человек, строящий дом на одном серд­це, строит его на огнедышащей горе. «И, наоборот, чув­ства, мощно стимулирующие осуществление высоких социально-этического характера идей, двигают вперед, возвышают личность. Поднимаясь в сферу всеобщего, страстность не утрачивается, но преображается, теряя свою дикую, судорожную сторону; предмет ее выше, свя­тее; по мере расширения интересов уменьшается сосре­доточенность около своей личности, а с нею и ядовитая жгучесть страсти»2.В ряде произведений А. И. Герцен подвергал анализу взаимоотношение разума и чувства: он считал необхо­димым «…примирить сердце и разум так, чтобы человек исполнение действительного долга не считал за тяжелую ношу, а находил в нем наслаждение, как в образе дейст­вия, наиболее естественном и признанном его разумом».
Двойственная противоречивая природа сознания лич­ности была подмечена в истории философской мысли. На каждом этапе развития философских и психологиче­ских направлений эта проблема подвергалась полемиче­скому обсуждению. Многовековая дискуссия велась главным образом между представителями сенсуализма и рационализма. Обратимся к полемическим высказы­ваниям наиболее выдающихся философов – сторонников того и другого направления. В своем известном трактате «О душе» Аристотель писал: «Стремление движет вопреки разуму; ведь жела­ние есть некое стремление. В самом деле, ум всегда дей­ствует правильно, стремление же и соображение – то правильно, то неправильно. Приводит в движение всег­да предмет стремления, но это есть либо действительное благо, либо благо кажущееся… Стремления могут ока­заться противоположными друг другу, а случается, ког­да ум противостоит желаниям, возникает же это у тех, кто обладает чувством времени. Ведь ум приказывает воздержаться ввиду будущего, желания же побуждают считаться с получаемым тотчас».
Здесь автор высказывает глубоко правильную мысль о том, что в борьбе противоположных тенденций в созна­нии человека чувства своей импульсивностью и стреми­тельностью уступают превосходству разума, обладающе­го способностью предвидения.
Представители стоической философии полагали, что аффекты абсолютно зависят от нашей воли и что мы мо­жем безгранично управлять ими, однако опыт заставил их сознаться, вопреки своим принципам, что для ограни­чения в обуздании аффектов требуется немалый навык и старание.
Духовные служители, идеологи средневековой хри­стианской церкви проповедовали полярность души и тел Герцен А, и. Избр. философ, произведения. Т. 1. М.–Л., 1951, с. 192.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.