Личная жизнь человека
В личной жизни человека нередко бывает, когда его чувства, страсти вступают в острое противоречие с содержанием его логики. Чувства, противопоставленные логической необходимости в соответствующей ситуации, обычно ведут к неудачам и бедствиям в жизни. А. И. Герцен писал, что человек, строящий дом на одном сердце, строит его на огнедышащей горе. «И, наоборот, чувства, мощно стимулирующие осуществление высоких социально-этического характера идей, двигают вперед, возвышают личность. Поднимаясь в сферу всеобщего, страстность не утрачивается, но преображается, теряя свою дикую, судорожную сторону; предмет ее выше, святее; по мере расширения интересов уменьшается сосредоточенность около своей личности, а с нею и ядовитая жгучесть страсти»2.В ряде произведений А. И. Герцен подвергал анализу взаимоотношение разума и чувства: он считал необходимым «…примирить сердце и разум так, чтобы человек исполнение действительного долга не считал за тяжелую ношу, а находил в нем наслаждение, как в образе действия, наиболее естественном и признанном его разумом».
Двойственная противоречивая природа сознания личности была подмечена в истории философской мысли. На каждом этапе развития философских и психологических направлений эта проблема подвергалась полемическому обсуждению. Многовековая дискуссия велась главным образом между представителями сенсуализма и рационализма. Обратимся к полемическим высказываниям наиболее выдающихся философов – сторонников того и другого направления. В своем известном трактате «О душе» Аристотель писал: «Стремление движет вопреки разуму; ведь желание есть некое стремление. В самом деле, ум всегда действует правильно, стремление же и соображение – то правильно, то неправильно. Приводит в движение всегда предмет стремления, но это есть либо действительное благо, либо благо кажущееся… Стремления могут оказаться противоположными друг другу, а случается, когда ум противостоит желаниям, возникает же это у тех, кто обладает чувством времени. Ведь ум приказывает воздержаться ввиду будущего, желания же побуждают считаться с получаемым тотчас».
Здесь автор высказывает глубоко правильную мысль о том, что в борьбе противоположных тенденций в сознании человека чувства своей импульсивностью и стремительностью уступают превосходству разума, обладающего способностью предвидения.
Представители стоической философии полагали, что аффекты абсолютно зависят от нашей воли и что мы можем безгранично управлять ими, однако опыт заставил их сознаться, вопреки своим принципам, что для ограничения в обуздании аффектов требуется немалый навык и старание.
Духовные служители, идеологи средневековой христианской церкви проповедовали полярность души и тел Герцен А, и. Избр. философ, произведения. Т. 1. М.–Л., 1951, с. 192.
Метки: противоречие, человек, чувство
Страницы: 1 2