Биология человека


Вполне естественно, что биология человека и законо­мерности его наследственности и изменчивости претерпе­вают некоторые сдвиги, приобретая качественное свое­образие. С давних времен мыслители и ученые уже от­мечали биологические особенности человека.Весьма любопытны взгляды римского натуралиста Плиния Старшего. В «Естественной истории» мрачными красками он описывает биологическую участь, амораль­ные черты характера и свирепость человека. Он пишет, что природа за свои дары заставляет человека платить] жестокой ценой, и весьма сомнительно, является ли она матерью, не есть ли она скорее хмурая мачеха ему? Он – единственное из живых существ на свете, которое природа одевает за счет других. Всем остальным жи­вотным природа дала самое разнообразное одеяние- черепаший щит, скорлупу, раковину, шкуру, щетинистую кожу, чешую, пуховый покров. Только человека она создала голым и таковым выбросила на голую землю, предоставив ему кричать и жалобно плакать.
Вот он лежит, крепко спеленутый по рукам и ногам, плачущее животное, господин природы. «Первая проба своей силы приравнивает его какому-то четвероногому. Когда-то еще пойдет он человеческой походкой? Когда челюсти его начнут пережевывать пищу? Животные располагают прирожденными умениями: одни быстро бегают, другие высоко летают, третьи плавают в воде; человек ничего не умеет, пока с трудом не выучится,- ни говорить, ни ходить, ни добывать себе пищу, ничего, ничего ему не дано само собой, кроме плача». Живое образное описание беспомощности младенца представлено в духе мрачного пессимизма, тревоги за судьбу «господина природы». Однако научные выводы римского мыслителя непоследовательны и лишены логи­ческого основания. Он не задумался над парадоксом, а именно противоречием между ранней биологической беспомощностью младенца и последующим его же могу­ществом в зрелом возрасте. Новорожденный вступает в жизнь с незначительным количеством инстинктивных движений, форм поведения и с весьма слабо развитыми ощущениями.
Эволюционная теория в прошлом столетии, разделяе­мая большинством естествоиспытателей, приводила их к мысли, что в первые годы жизни ребенок как бы повто­ряет историю развития животного мира. Однако реаль­ная действительность оказалась гораздо сложнее. Дет­ство является порождением и этапом реализации уна­следованных задатков человеческой личности. На уровне низших животных период детства почти отсутствует, а в дальнейшем, возникнув на ступенях эволюции, оно ста­новится тем длительнее, чем выше на эволюционной ле­стнице находится данный вид животного. Немощность, беззащитность и бедность биологиче­ских возможностей ребенка в младенчестве в общем яв­ляются генетическим условием его последующего богат­ства (Р. Заззо). У ребенка ни на одной из ранних стадий развития не обнаруживается тождества с антропоидами, несмотря на эволюционную близость и сходство.
М. Н. Ладыгина-Коте, сравнивая в течение 4 лет раз­витие своего сына и детеныша шимпанзе, пришла к вы­воду, что ошибочно мнение, будто шимпанзе – это почти человек; наоборот, он ни в коем случае не человек. Мла­денец, родившись, не приносит в мир никаких врожден­ных образов, представлений и понятий, навыков и уме­нии. В то же время нелепо думать, что с точки зрения биологии новорожденный представляет собой чистый воск, из которого условия внешней среды могут лепить что угодно. Если применить аналогию Г. Лейбнипяс.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.