Изучение способностей личности


Последним в порядке их рассмотрения, но первым по значе­нию для оценки способностей должен быть принцип соответствия метода теоретическим предпосылкам, из которых он вырос, и задачам, для решения которых он предназначен. Этот общенауч­ный принцип в данном случае конкретизируется пониманием за­дач изучения личности и той теории личности, которая создала применяемый метод.
Все методы изучения свойств и особенностей личности, пони­маемых как способности к определенному виду деятельности, можно уложить в иерархический ряд, в котором каждый после­дующий .метод дополняет и уточняет (а иногда и проверяет) пре­дыдущие: вопросники и тесты самооценки, беседа, наблюдение, непроизвольные тесты (для оценки свойств четвертой подструк­туры личности), функциональные (для третьей подструк­туры), проективные (для первой подструктуры), тесты подготов­ленности (для второй подструктуры), метод обобщения незави­симых характеристик.
Принцип соответствия метода можно осуществлять в три уменьшающихся по своему объему этапа: самооценка изучаемой личности; коллективная проверка этой самооценки по особен­ностям деятельности; экспериментальная проверка результатов предыдущих оценок.
Соблюдение перечисленных принципов изучения способно­стей обеспечивает единство психодиагностики (как диагностики способностей), психопрогностики (как прогнозирования качест­ва освоения и выполнения определенной деятельности) и форми­рования способностей в процессе психологической подготовки к данной деятельности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.