Изучение способностей личности
Последним в порядке их рассмотрения, но первым по значению для оценки способностей должен быть принцип соответствия метода теоретическим предпосылкам, из которых он вырос, и задачам, для решения которых он предназначен. Этот общенаучный принцип в данном случае конкретизируется пониманием задач изучения личности и той теории личности, которая создала применяемый метод.
Все методы изучения свойств и особенностей личности, понимаемых как способности к определенному виду деятельности, можно уложить в иерархический ряд, в котором каждый последующий .метод дополняет и уточняет (а иногда и проверяет) предыдущие: вопросники и тесты самооценки, беседа, наблюдение, непроизвольные тесты (для оценки свойств четвертой подструктуры личности), функциональные (для третьей подструктуры), проективные (для первой подструктуры), тесты подготовленности (для второй подструктуры), метод обобщения независимых характеристик.
Принцип соответствия метода можно осуществлять в три уменьшающихся по своему объему этапа: самооценка изучаемой личности; коллективная проверка этой самооценки по особенностям деятельности; экспериментальная проверка результатов предыдущих оценок.
Соблюдение перечисленных принципов изучения способностей обеспечивает единство психодиагностики (как диагностики способностей), психопрогностики (как прогнозирования качества освоения и выполнения определенной деятельности) и формирования способностей в процессе психологической подготовки к данной деятельности.
Страницы: 1 2