Талант и характер человека


Тождественность черт таланта и характера не означает, что талант и характер ,в целом тождественны друг другу, хотя характер также накладывает свой отпечаток «а талант, как и талант на характер. Это отчетливо видно из сравнения характе­ров и талантов Лермонтова и Пушкина, Блока и Маяковского, Мусоргского и Чайковского. Приведенные примеры характе­ров и талантов известны всем. Но кто хорошо знает двух та­лантливых летчиков, трижды Героев Советского Союза И. Н. Ко­жедуба и А. И. Покрышкина или хотя бы только внимательно прочитал их книги о себе54, убедится, что связь, а не тождество характера и таланта проявляется также и в летных способностях, а следовательно, и во всех других.Приведенный взгляд на соотношение способностей и характера в таланте не нов. «Для понимания явлений и сущности талан­та необходимо сочетание двух психологических теорий – теории способностей и теории характера, т. е. целостного учения о пси­хических свойствах личности»,- поварил Б. Г. Ананьев в 1956 г.55, развивая мысли, близкие к изложенным. Еще раньше, в 1947 г., В. Е. Сыркина писала: «Способности человека и его характеро­логические особенности личности представляют собой единое и неразрывное целое»56. Впадая, однако, в противоречие с этим основным своим выводом, она полагала, что характер, понимае­мый ею с позиций Б. М. Теплова, только определяет развитие способностей. Мы же считаем, что черты характера, бес­спорно, способствуя развитию сложных способностей, вместе с тем сами входят в структуру последних, а не рядоположны с ними.
Нельзя назвать ни одной черты характера (как и вообще ни одного свойства личности), которая не была бы элементарной способностью или же не входила бы в структуру каких-либо сложных способностей (или неспособности как «способности с отрицательным знаком»). Б. М. Теплое выносит вспыльчивость и вялость за рамки способностей, а другие психологи выносят та­кие черты характера, как, например, карьеризм, потому что они не останавливают внимания на единстве способностей и неспо­собности, или, как обычно говорят, «хороших и плохих способ­ностей».
Способности (для понимания места которых в структуре лич­ности и написана настоящая глава) также не являются самостоятельными свойствами личности, рядоположными свой­ствами, входящими в ее четыре основных подструктуры.
Способности (пока речь идет о «хороших способностях») – это структура свойств личности, которые входят в ее четыре ос­новных подструктуры, но только нужных для освоения какой-либо деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней; от таких свойств зависит и степень удовлетворения личности выполняемой деятельностью. Можно оказать и иначе способности это степень соответствия личности в целом определенной, раскрытая через структуру данной личности и требо­ваний к ней указанным видом деятельности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.