Изучение способностей личности


Изучение способностей личностиДля изучения способностей личности весьма актуален прин­цип комплексности. Всякие попытки подменить комплексное и, следовательно, разностороннее изучение личности изучением толь­ко отдельных хотя и, бесспорно, важных и нужных ее свойств, всегда будут противоречить личностному подходу и явятся рецидивом функционализма. А отчетливые тенденции к такому рецидиву наблюдаются.Как известно, естественный эксперимент бывает констатиру­ющим и формирующим. Для оценки способностей первый важен своей возможностью быть включенным в экспресс методы, наце­ленные на быстрое определение способностей; второй же особен­но важен при комплексном пролонгированном изучении способ­ностей не только с целью отбора, но и профконсультации, кото­рой, по нашему глубокому убеждению, принадлежит будущее.
Принцип комплексного изучения способностей объединяет психологическое, физиологическое, медицинское, физкультурное и педагогическое их изучение в единую систему, когда эксперт­ный вывод будет представлять собой целое, опирающееся на вза­имосвязь (пока еще отсутствующую) этих подсистем с единой оценкой способностей58.
Пролонгированное изучение способностей означает, что оно проходит в два этапа. Первым этапом чаще бывает изучение их экспресс методами типа групповых тестов; более длительное изу­чение с применением формирующего эксперимента является вто­рым этапом. Приктически это чаще всего встречается как обос­нование для отчисления по профессиональному несоответствию в процессе профессионального обучения. Но может быть созда­на и специальная система пролонгированного отбора. Мы думаем, что в дальнейшем динамическое изучение способностей в сред­ней школе (с участием разносторонних констатирующих и фор­мирующих экспериментов) станет общепринятым первым эта­пом, который будет дополняться и уточняться при проведении профконсультации или отбора экспресс-методами. Стремление к единству оценки и формирования способностей в процессе их изучения вытекает из принципа активности их изучния.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.