Изучение способностей личности
Для изучения способностей личности весьма актуален принцип комплексности. Всякие попытки подменить комплексное и, следовательно, разностороннее изучение личности изучением только отдельных хотя и, бесспорно, важных и нужных ее свойств, всегда будут противоречить личностному подходу и явятся рецидивом функционализма. А отчетливые тенденции к такому рецидиву наблюдаются.Как известно, естественный эксперимент бывает констатирующим и формирующим. Для оценки способностей первый важен своей возможностью быть включенным в экспресс методы, нацеленные на быстрое определение способностей; второй же особенно важен при комплексном пролонгированном изучении способностей не только с целью отбора, но и профконсультации, которой, по нашему глубокому убеждению, принадлежит будущее.
Принцип комплексного изучения способностей объединяет психологическое, физиологическое, медицинское, физкультурное и педагогическое их изучение в единую систему, когда экспертный вывод будет представлять собой целое, опирающееся на взаимосвязь (пока еще отсутствующую) этих подсистем с единой оценкой способностей58.
Пролонгированное изучение способностей означает, что оно проходит в два этапа. Первым этапом чаще бывает изучение их экспресс методами типа групповых тестов; более длительное изучение с применением формирующего эксперимента является вторым этапом. Приктически это чаще всего встречается как обоснование для отчисления по профессиональному несоответствию в процессе профессионального обучения. Но может быть создана и специальная система пролонгированного отбора. Мы думаем, что в дальнейшем динамическое изучение способностей в средней школе (с участием разносторонних констатирующих и формирующих экспериментов) станет общепринятым первым этапом, который будет дополняться и уточняться при проведении профконсультации или отбора экспресс-методами. Стремление к единству оценки и формирования способностей в процессе их изучения вытекает из принципа активности их изучния.
Метки: комплекс, подход, принцип
Страницы: 1 2