Гигиена нервной системы ребенка
ГИГИЕНА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА
Нервная система имеет такое всестороннее регулирующее и руководящее влияние на все отправления организма, что нет нужды доказывать, какое огромное значение имеет для дела воспитания создание условий, способствующих ее здоровому росту и развитию.
Значение нервной системы на ранних стадиях развития усиливается тем, что, с одной стороны, от нормального роста ее и правильного развертывания и усовершенствования ее функций зависит рост и развитие всей личности ребенка, и, с другой стороны, тем, что чрезвычайная податливость и чувствительность- нервной системы ребенка делают ее легко уязвимой и легко воспитываемой.
Задача гигиены нервной системы заключается в том, чтобы не только выяснить условия здорового развития нервной системы, но и указать пути, по которым должно идти воспитание, для того чтобы эти условия полнее осуществить.
Общественное воспитание уже с самого рождения ребенка должно взять на себя функции семьи и, не противопоставляя себя семье, а приобщая ее к работе, поднимая ее на высшую ступень культуры, прокладывать новые пути развития личности.
Общественное воспитание может и должно выполнить эту задачу. Для этого оно должно, сознательно и планомерно организуя физическую и социальную среду ребенка, учитывать биологические особенности нервной организации ранних лет жизни и своеобразные черты отдельной детской индивидуальности, а затем взращивать и развивать те посильные уже на ранних ступенях развития формы активности, которые в дальнейших своих усложнениях и превращениях наиболее ценны для формирования личности, способной осуществлять идеалы нового социального строя.
Особенности нервной системы в ранние годы жизни нам в значительной мере уже знакомы. Мы их вкратце перечислим и сделаем из них соответствующие выводы.
Нервная система ребенка в возрасте 4 лет находится, как мы знаем, в состоянии энергичного беспрерывного роста.
Этот рост имеет своим последствием усложнение и усовершенствование ее структуры и ее функций. С другой стороны, энергичный рост таит в себе опасности, так как, согласно общебиологичесивму закону, он связан с крайней неустойчивостью, с пониженной сопротивляемостью и вследствие этого с легкой уязвимостью. Но не только состояние роста делает нервную систему ребенка легко повреждаемой. В том же направлении действует и характер протекающих в нервной ткани процессов. Мы знаем, что процессы возбуждения далеко преобладают в ней над процессами торможения и что более или менее длительная иррадиация является их обычной чертой.
Вполне понятно, что растущая, неустойчивая, находящаяся в состоянии постоянного возбуждения, захватывающего большие области, нервная система ребенка не в состоянии оказывать большого сопротивления вредным влияниям, легко подвергается болезненным изменениям под действием иногда незначительных толчков и может исчерпать свою энергию, истощиться в столкновениях с обстоятельствами, требующими напряжения.
Гигиена предъявляет поэтому к воспитанию раннего детства в качестве одного из основных требований бережное отношение к нервной системе.
Это бережное отношение диктуется не только интересами настоящего момента, но й интересами всего будущего развития личности. Если Фрейд и его школа преувеличили значение нервных потрясений в раннем детстве как единственного источника неврозов у взрослого, то несомненно, однако, что многие, болезненные проявления зрелых лет связаны с пренебрежением со стороны окружающих к тому основному требованию воспитания ребенка, которое мы выставили.
Страницы: 1 2