Формирование интеллекта


Если начальный, сенсорно-перцептивный инстинктив­ный уровень психической регуляции и ранний период формирования интеллекта занимают огромный проме­жуток времени в филогенезе, то высший психический культурно-исторический уровень является поздним и коротким. В онтогенезе, наоборот, сенсорно-перцептив­ный, ранний инстинктивный и ранний интеллектуальный уровни протекают коротко, а высший психический, со­знательный – весьма длительно. Личность рождается с унаследованными биологически человеческими задат­ками и в дальнейшем развивается в качественно новых социально-исторических условиях.Только в человеческом коллективе индивид получает необходимые средства, дающие реальную возможность всестороннего развития своих задатков и овеществления своих «сущностных сил» (К. Маркс).
Попытки анализа и систематики проблемы личности со стороны теологов и философов-идеалистов привели к расчленению человека на телесную и духовную суб­станции. Последняя была представлена как самостоятельная и независимая сущность человека, безраздельно управ­ляющая его телом.
Последующее развитие естественных наук шаг за ша­гом, твердо и неуклонно опровергало это искусственное расщепление двух неразрывных сторон жизнедеятельно­сти личности и утверждало биологическую зависимость психического от его материального субстрата – головно­го мозга и организма в целом. Впервые в истории новой философии Л. Фейербах выступил против мистико-теологического истолкования сущности человека. Он решительно постулировал морфофизиологическую обусловленность психических про­цессов и зависимость содержания сознания от явлений объективной действительности. Он полагал, что основа и начало познавательной деятельности человека–ощу­щения, чувствительность. Природа – единственная суб­станция, продуктом развития которой является человек. Антропологизм как цельная система взглядов впервые на материалистической почве был развит в философской системе Л. Фейербаха, выдвинувшего тезис, что человек должен рассматриваться в философии как отправной пункт исследования мира.
В отличие от сенсуализма прошедших столетий Л Фейербах писал, что человек как субъект познания обладает чувственностью, которая обеспечивает его ис­тинным, достоверным и конкретным познанием многооб­разия объективного мира. Даже такие органы чувств, как обоняние и вкус, в человеке возвышаются до духов­ных актов. В. И. Ленин в «Философских тетрадях» с большим одобрением приводит остроумные доказательства Л. Фейербаха о способностях человека познавать пред­метный мир посредством ощущений, восприятий. К. Маркс в своих ранних работах также поднял зна­чение чувственного познания: человеческие чувства, по его мнению, являются «теоретиками». Чувственность, по Л. Фейербаху, отображает единичность, индивидуаль­ность, а мышление, которому он придает особо важное значение, отображает всеобщность.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.