Философское учение
Если на Всесоюзной конференции, посвященной вопросам психотерапии, в 1956 г. об аутогенной тренировке еще никто не говорил ни с трибуны, ни в кулуарах, то на Всесоюзном совещании по психотерапии в 1966 г. ей было уделено особое внимание и посвящено шесть докладов50. Теперь этот метод вошел во все пособия по психотерапии, хотя сам термин, возникший из идеалистических взглядов Шульца, часто подвергается сомнению, с которым и мы согласны.
Почему же мы столько говорим об аутогенной тренировке в настоящей главе? Дело в том, что она очень быстро вышла за рамки психотерапии и была включена в систему психологической подготовки спортсменов, летчиков, космонавтов и парашютистов51. Во всех этих случаях аутогенная, или, как мы предпочитаем говорить, психосоматическая, тренировка нацелена либо на развитие элементов, входящих в структуру соответствующих способностей, либо на устранение элементов, снижающих эти способности.
Обобщая уже накопленный опыт, можно говорить о трех путях аутогенной, а точнее – психосоматической тренировки. Первым и основным путем служит релаксация, т. е. произвольное расслабление мышц, которое снимает эмоциональное возбуждение И напряжение и способствует сосредоточению внимания и умственной деятельности. Уже один этот путь, как показали, в частности, только что упомянутые авторы, позволяет значительно повысить ряд способностей. Нельзя не отметить, что задолго до И. Шульца значение релаксации понял и ввел ее в практику работы с актерами К. С. Станиславский. Неоднократно возвращаясь к этому вопросу, К. С. Станиславский говорил: «Оказывается, что если положить ребенка или кошку на песок, дать им успокоиться или заснуть и после осторожно приподнять, то на песке оттиснется форма всего тела.
Страницы: 1 2