Философское учение


Если на Всесоюзной конференции, посвященной вопросам психотерапии, в 1956 г. об аутогенной тренировке еще никто не говорил ни с трибуны, ни в кулуарах, то на Всесоюзном сове­щании по психотерапии в 1966 г. ей было уделено особое внима­ние и посвящено шесть докладов50. Теперь этот метод вошел во все пособия по психотерапии, хотя сам термин, возникший из идеалистических взглядов Шульца, часто подвергается сомне­нию, с которым и мы согласны.
Почему же мы столько говорим об аутогенной тренировке в настоящей главе? Дело в том, что она очень быстро вышла за рамки психотерапии и была включена в систему психологической подготовки спортсменов, летчиков, космонавтов и парашю­тистов51. Во всех этих случаях аутогенная, или, как мы предпо­читаем говорить, психосоматическая, тренировка нацелена либо на развитие элементов, входящих в структуру соответствующих способностей, либо на устранение элементов, снижающих эти способности.
Обобщая уже накопленный опыт, можно говорить о трех пу­тях аутогенной, а точнее – психосоматической тренировки. Пер­вым и основным путем служит релаксация, т. е. произвольное расслабление мышц, которое снимает эмоциональное возбужде­ние И напряжение и способствует сосредоточению внимания и умственной деятельности. Уже один этот путь, как показали, в частности, только что упомянутые авторы, позволяет значи­тельно повысить ряд способностей. Нельзя не отметить, что за­долго до И. Шульца значение релаксации понял и ввел ее в прак­тику работы с актерами К. С. Станиславский. Неоднократно возвращаясь к этому вопросу, К. С. Станиславский говорил: «Оказывается, что если положить ребенка или кошку на песок, дать им успокоиться или заснуть и после осторожно приподнять, то на песке оттиснется форма всего тела.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.