Профессиография людей


Профессиография людейПрофессиография. О необходимости психологического изучения и классифика­ции огромного числа профессий писали многие психологи еще в 20-х годах. Отто Лилман предпринял попытку (получившую у психотехников широкий отклик) составить особый опросный лист, начинавшийся словами «Необходимы ли для занятий ва­шей профессией…», и дальше шел 151 вопрос21. Мы напоминаем о листе Липмана потому, что он необоснованно забыт, хотя и помогает (лишь помогает), а никоим образом не решает вопрос, как думали Линман и его последователи, изучению профессий. В другой нашей работе мы приводим его в модификации ЦИТ в отношении профессии летчика с ответами, полученными в 1921 г.22 Уже в конце 20-х годов, применяя этот лист с целью изуче­ния железнодорожных профессий, а в 30-х годах для рабочих автотракторной промышленности, а затем летчиков, мы могли убедиться в нецелесообразности статистической обработки отве­тов на подобные опросники. Тот или иной элемент в структуре определенной профессиональной деятельности выявляется не «голосованием», а путем доказательства. Это отнюдь не ориги­нальный наш вывод, а только подтверждение мнения большинст­ва психологов. Бенари, Клютке, Ридель и Шульте, Клапаред и Лин за рубежом, а в Советском Союзе И. Н. Шпильрейн и С Г. Геллерштейн поставили вопрос о необходимости «личного трудового вхождения психолога в профессиональную работу». В результате И. Н. Шпильрейн и С. Г. Геллерштейн в середине 20-х годов предложили трудовой метод – упорядоченную форму повседневных записей данных самонаблюдения психолога, осваи­вающего какую-либо не очень сложную профессию. Авторы считали, что «с помощью трудового метода психоло­гу как бы удается в одном лице объединить и наблюдателя, и наблюдаемое лицо и тем самым осветить темные уголки, скры­вающиеся обычно от наблюдателя вследствие ограниченности его поля зрения внешними проявлениями работы и от опраши­ваемого лица, неспособного анализировать свой собственный трудовой опыт»23.Интроепекциояизм этой формулировки и гро­моздкость документации при исследовании затемнили правиль­ную идею, содержащуюся в трудовом методе: необходимость психологу как можно лучше разобраться в изучаемой им трудо­вой деятельности и приобрести хотя бы небольшой личный про­фессиональный опыт.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.