Профессиография людей


Это нужно, чтобы лучше понимать и дан­ные наблюдений над другими и результаты их самоконтроля. В 1936 г. попытка применить трудовой метод к изучению про­фессии летчика показала нам полную невозможность объединить и наблюдателя, и наблюдаемое лицо. Теоретическое же обосно­вание нецелесообразности трудового метода много позже дал Б. М. Теплов на совещании по психологии (в 1952 г.) в докладе «Об объективном методе в психологии». В этом поистине классическом докладе было показано, поче­му «самонаблюдение не может рассматриваться как один из ме­тодов научной психологии, хотя показания самонаблюдения (в указанном значении этого термина) и являются важным объ­ектом изучения в психологии, как и в ряде других наук»24. И ра­нее: «Простым «внутренним глазом» нельзя увидеть механизм психических процессов. Всякие попытки в этом направлении – потеря времени. К познанию самих психических процессов мож­но подойти только опосредствованно, путем объективного иссле­дования»25. В свете сказанного ясна и ограниченность, но не не­пригодность вопросников типа «листа Липмана», в которых так­же используется метод самонаблюдения опрашиваемого. При этом, говоря словами Б. М. Теплова, «они, испытуемые, как бы командируются «на место происшествия», недоступное для само­го исследователя, с тем чтобы провести там научные наблюде­ния, а на долю экспериментатора остаются лишь систематиза­ция и обработка результатов этих наблюдений»26. и вопросники типа «листа Липмана», и личное освоение той или иной профессии представляют собой только методы сбора материала, который должен быть объектом дальнейшего психо­логического анализа. Психологическое изучение профессии, или профессиография, является и предпосылкой, и вместе с тем ито­гом любой психологической работы с данной профессией. Оно никогда не может считаться «окончательно законченным», по­скольку любая профессия не остается неизменной и поскольку объем и глубина психологических сведений о ней расширяются в процессе исследований. Вместе с тем профессиография должна быть целенаправленна. Одно дело изучение я описание профес­сии оператора с целью научной организации режима труда, дру­гое- с целью инженерно-психологической рационализации его рабочего места, третье – с целью его программированного обу­чения и, наконец, четвертое -с целью профессиональной ориен­тации и отбора.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.