Профессиография людей
Это нужно, чтобы лучше понимать и данные наблюдений над другими и результаты их самоконтроля. В 1936 г. попытка применить трудовой метод к изучению профессии летчика показала нам полную невозможность объединить и наблюдателя, и наблюдаемое лицо. Теоретическое же обоснование нецелесообразности трудового метода много позже дал Б. М. Теплов на совещании по психологии (в 1952 г.) в докладе «Об объективном методе в психологии». В этом поистине классическом докладе было показано, почему «самонаблюдение не может рассматриваться как один из методов научной психологии, хотя показания самонаблюдения (в указанном значении этого термина) и являются важным объектом изучения в психологии, как и в ряде других наук»24. И ранее: «Простым «внутренним глазом» нельзя увидеть механизм психических процессов. Всякие попытки в этом направлении – потеря времени. К познанию самих психических процессов можно подойти только опосредствованно, путем объективного исследования»25. В свете сказанного ясна и ограниченность, но не непригодность вопросников типа «листа Липмана», в которых также используется метод самонаблюдения опрашиваемого. При этом, говоря словами Б. М. Теплова, «они, испытуемые, как бы командируются «на место происшествия», недоступное для самого исследователя, с тем чтобы провести там научные наблюдения, а на долю экспериментатора остаются лишь систематизация и обработка результатов этих наблюдений»26. и вопросники типа «листа Липмана», и личное освоение той или иной профессии представляют собой только методы сбора материала, который должен быть объектом дальнейшего психологического анализа. Психологическое изучение профессии, или профессиография, является и предпосылкой, и вместе с тем итогом любой психологической работы с данной профессией. Оно никогда не может считаться «окончательно законченным», поскольку любая профессия не остается неизменной и поскольку объем и глубина психологических сведений о ней расширяются в процессе исследований. Вместе с тем профессиография должна быть целенаправленна. Одно дело изучение я описание профессии оператора с целью научной организации режима труда, другое- с целью инженерно-психологической рационализации его рабочего места, третье – с целью его программированного обучения и, наконец, четвертое -с целью профессиональной ориентации и отбора.
Метки: изучение, классификация, профессиографияСтраницы: 1 2