Философское учение
Наиболее широко известен йогизм. Философское учение йога, основателем которого считается древнеиндийский философ Патанджали45 (I в. до н. э, или I в н. э.), представляет собой по существу сложную систему самоподчинения психических и физиологических функций. «Почти все системы индийской философии настаивают на применении йоги как на необходимой практической стороне философии жизни»46, причем самоподчинение осуществляется посредством сосредоточения («самадаха»), достигаемого своеобразной «психической гимнастикой», регуляцией ритма дыхания («пранаяма») и фиксацией внимания на определенном объекте («дхараяа»). «Самадаха»- это «последовательность умственных состояний, которые становятся все более и более простыми, пока не завершаются в бессознательности»47. Другими славами, йог в конечной фазе «самадаха» уже не бодрствует, а находится в состоянии, аналогичном гипнозу. Или же, говоря точнее, йог приводит себя в состояние аутогип-ноза, подобное состоянию гетерогипноза, вызываемого другим лицом.Мы не будем подробно останавливаться на гиперспособно-стях йгов. Отметим только, что явления аутогипноза известны не только у йогов. Этнографы неоднократно описывали ритуальные «огнехождения» босыми ногами по углям или раскаленным камням. Эти гиперспособности служили предметом специального изучения, проведенного известным болгарским невропатологом и психиатром Е. Шаранковым. Он изучал ‘случаи огнехождения у религиозных сектантов «нестинариев»48. При всей малоизученности огнехождений надо полагать, что они аналогичны «обратным» явлениям – внушенным ожогам, возможность которых доказана, но механизм еще не понят.
Изучение возникновения гиперспособностей аутогенной тренировке поможет понять сложные и редкие гиперспособности.
Термин «аутогенная тренировка» нельзя считать удачным. Его ввел немецкий психиатр Иоганес Генрих Шульц, книга которого с 1939 г. была переиздана 13 раз и была переведена на многие языки49. Шульц различает две ступени аутогенной тренировки – низшую и высшую, и в этом его система сближается с системой йога. По своим философским взглядам Шульц идеалист, что получило свое отражение в его объяснениях наблюдаемых феноменов и главным образом в «высшей ступени» тренировки, вполне понятно не нашедшей у нас применения. Идеалистическая и даже мистическая трактовка Шульцем наблюдаемых им явлений была в значительной Мере устранена еГ0 учениками и последователями (X. Клейнзорге, Т. Клюмбиес, д Мюллер-Хогеман и др.), которые пытались дать объяснения им с позиций учения И. П. Павлова. Еще более успешно это удается советским исследователям аутогенной тренировки, которых становится все больше и больше.
Метки: основатель, учение, философ
Страницы: 1 2