Философское учение


Наиболее широко известен йогизм. Философское учение йога, основателем которого считается древнеиндийский философ Патанджали45 (I в. до н. э, или I в н. э.), представляет собой по существу сложную систему самоподчинения психических и физиологических функций. «Почти все системы индийской фи­лософии настаивают на применении йоги как на необходимой практической стороне философии жизни»46, причем самоподчинение осуществляется посредством сосредоточения («самадаха»), достигаемого своеобразной «психической гимнастикой», регуля­цией ритма дыхания («пранаяма») и фиксацией внимания на определенном объекте («дхараяа»). «Самадаха»- это «после­довательность умственных состояний, которые становятся все более и более простыми, пока не завершаются в бессознательно­сти»47. Другими славами, йог в конечной фазе «самадаха» уже не бодрствует, а находится в состоянии, аналогичном гипнозу. Или же, говоря точнее, йог приводит себя в состояние аутогип-ноза, подобное состоянию гетерогипноза, вызываемого другим лицом.Мы не будем подробно останавливаться на гиперспособно-стях йгов. Отметим только, что явления аутогипноза известны не только у йогов. Этнографы неоднократно описывали ритуаль­ные «огнехождения» босыми ногами по углям или раскаленным камням. Эти гиперспособности служили предметом специально­го изучения, проведенного известным болгарским невропатоло­гом и психиатром Е. Шаранковым. Он изучал ‘случаи огнехож­дения у религиозных сектантов «нестинариев»48. При всей малоизученности огнехождений надо полагать, что они аналогичны «обратным» явлениям – внушенным ожогам, возможность ко­торых доказана, но механизм еще не понят.
Изучение возникновения гиперспособностей аутогенной тренировке поможет понять сложные и редкие гиперспо­собности.
Термин «аутогенная тренировка» нельзя считать удачным. Его ввел немецкий психиатр Иоганес Генрих Шульц, книга ко­торого с 1939 г. была переиздана 13 раз и была переведена на многие языки49. Шульц различает две ступени аутогенной трени­ровки – низшую и высшую, и в этом его система сближается с системой йога. По своим философским взглядам Шульц идеа­лист, что получило свое отражение в его объяснениях наблю­даемых феноменов и главным образом в «высшей ступени» тре­нировки, вполне понятно не нашедшей у нас применения. Идеалистическая и даже мистическая трактовка Шульцем наблюдаемых им явлений была в значительной Мере устранена еГ0 учениками и последователями (X. Клейнзорге, Т. Клюмбиес, д Мюллер-Хогеман и др.), которые пытались дать объяснения им с позиций учения И. П. Павлова. Еще более успешно это уда­ется советским исследователям аутогенной тренировки, которых становится все больше и больше.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.