Компоненты сложных способностей


В структуре сложных способностей различные авторы выде­ляют разные группы их компонентов, по-разному называя их.  Мы считаем, что надо различать следующие компоненты любой сложной способности. Это прежде всего основные способности. Их можно определить как такие компоненты сложных способностей, без которых данная деятельность не мо­жет эффективно выполняться и которые не могут компенсиро­ваться другими компонентами данной общей структуры. Но в общую структуру любой сложной способности, кроме основных, входят и дополнительные способности, т. е. существенные, но не обязательные, которые могут компенсироваться другими компо­нентами. Они имеют большое значение для конкретной сложной способности.Способствующие способности проявляются в индивидуаль­ных структурах, в частности в виде компенсаторных способно­стей.
Нельзя согласиться с Б. М. Тепловым, высказавшим в 1940 г. мысль, что «мы ничего не выигрываем для понимания психи­ческих процессов от того, что наряду с понятием «память» будем употреблять еще понятие «способность памяти…» или, на­конец, при слове «память» будем подразумевать слово «способ­ность»» 66. Мы думаем, что в этом вопросе более прав Бенеке и еще бо­лее прав С. Л. Рубинштейн, видевший переход психического про­цесса (в примере Б. М. Теплова – процесс памяти) в свойство личности, становящееся способностью к запоминанию. Потому мы считаем, что любое психическое явление может быть не только процессом, но, обобщаясь,- свойством личности. В этом послед­нем случае его можно рассматривать безотносительно к деятель­ности только как свойство личности, но можно, соотнося с опре­деленной деятельностью, рассматривать в качестве способности (или неспособности) к данной деятельности. Между психическим / процессом и свойством личности (как прекрасно показал С. Л. Рубинштейн) существует принципиальное психологическое различие.
Но между свойством личности и способностью при рассмот­рении одной конкретной личности (т. е. с позиций индиви­дуальной психологии) или при сравнении нескольких лично­стей (т. е. с позиций дифференциальной психологии) никакого различия нет. Различие возникает только тогда, когда свойства личности (но не процессы!) соотносятся с качеством обучения данной (или абстрактной) личности или выполнения ею опреде­ленной деятельности. Эту мысль можно Выразить и иначе. Свойства личности, вхо­дящие в ее четыре подструктуры, безотносительны, как безотно­сительны наиболее отчетливо выраженные и наиболее тесно вза­имосвязанные черты характера. Но они же, соотносясь с опреде­ленной деятельностью, становятся способностями к данной кон­кретной деятельности. Потому способности и нельзя рядополагать с другими свойствами личности. В соответствии со сказанным надо различать те свойства личности, которые являются потенциальными способностями, еще не проявляющимися в своей совокупности в определенной деятельности. Эти свойства становятся актуальными способно­стями, когда данный человек начинает выполнять деятельность, в которой они и будут формироваться. При этом степень выра­женности потенциальной способности обычно определяет ско­рость формирования ее как актуальной. Следовательно, потенци­альные способности – это и есть то свойство личности, которое Н. А. Менчинская назвала «обучаемостью».

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.