Факторный анализ в психологии


19Указанные частные черты настолько сложны, что требуют своего раскрытия, как, например, «тонкий ум» или «вниматель­ность к людям». Никак нельзя согласиться с тем, что вниматель­ность к людям свидетельствует о простоте, а холодность и равно­душие—об изысканности. Указанные частные черты настолько различны, что объединение их в одном факторе является на­тяжкой. Кэттел — один из самых авторитетных исследователей в об­ласти применения факторного анализа в психологии личности. Сомнения, выраженные по приводимым им результатам этого анализа, применимы к другим подобным исследованиям. Например, Гилфорд и Циммерман без достаточных осно­ваний к параметрам темперамента относят: «женственность», «социальность», «мужество», не проводя различие между темпе­раментом и характером. Эти черты, как справедливо указывает В. Д. Небылицын, как бы повисают в воздухе, не, будучи приуро­чены ни к каким неврологическим особенностям организма, и реальное содержание факторов как определенного ряда базальных черт личности остается неизвестным. Приведенные сомнения и, в частности, малая содержатель­ность, если не бессодержательность получаемых в результате факторного анализа выводов, не означают отрицания этого мето­да полностью, когда идет речь о характерологических чертах. Но, во-первых, как правильно сказал Альберт Веллек, «измере­ние не предшествует существованию, скорее существование предшествует измерению», т. е. сначала надо точно знать, что измеряется, а потом в должных границах проводить соответствующее измерение; во-вторых, такие измерения воз­можны лишь в отношении некоторых черт, как например рас­сеянности, выдержки, где есть еще некоторые шансы получить экспериментальные модели, более широкое применение данного метода может его профанировать; в-третьих, следует еще много работать над усовершенствованием техники факторного анализа и условий его применения. Сам Кэттел признается, что реакции испытуемых при диагностике личности зависят от ситуаций, а изучение ситуаций, по его выражению, находится еще в детском состоянии. Надо факторный анализ проводить и так, чтобы коэффициенты корреляции подсчитывались не между тестами или другими данными, а между испытуемыми. Это дает возмож­ность распределять не тесты по факторам, а людей по группам.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.