Основы характера


Итак, мировоззрение, дающее содержание направленности человека, является основой характера. Надо признать в корне порочными теории, ставящие мировоззрение в прямую зависимость от характера данного человека, – истин и мировоззрений оказывается столько же, сколько психологических типов характера. Такие «теории» провозглашались немецкими идеалистами, представителями так называемой постигающей психологии Дильтеем и Ясперсом. По Дильтею, натуралистическое (читай-материалистическое) мировоззрение будто бы присуще только людям «животного» типа, «идеализм свободы» – «волевому человеку», а пантеизм – «созерцателям». Подобные научно не обоснованные идеи распространял и Ясперс, который одно мировоззрение признавал подходящим и правильным для людей
«Постигающая» психология противопоставляет рациональному познанию непосредственное постижение, своеобразную интуицию как главный метод в психологии.
«нигилистического» и «скептического» склада, другое – для «людей действия», третье – для лиц, «находящих опору в бесконечном».
Политическим источником измышлений о зависимости мировоззрения от характера является стремление выделить привилегированные «породы» людей и доказать вечность буржуазного мировоззрения и буржуазной морали. Хотят или не хотят авторы этих «теорий», но они унижают людей, «материалистически», т. е. революционно, мыслящих, пытаясь отнести их к низменным характерам, причислить к людям «животного» или «нигилистического» склада.
Для понимания направленности важно знать не только ее содержание, но и то, что мы условно называем ее психологической характеристикой или психологическими формами направленности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.