Двойственная природа процесса сознания


Пытаясь теоретически осмыслить двойственную при­роду процесса сознания, Е. Блейлер соглашается с дуалистическими абстрактными взглядами Е. Странского (1914) и признает в человеческом психизме суще­ствование двух имманентных начал. Он указывает, что психизм распадается аналогично совокупности биологи­ческих функций на какое-то целенаправленное начало, количественно-динамическое (влечения, инстинкты, ти-мопсихика по Е. Странскому), и какое-то приспособляю­щее начало, рассуждающее, указывающее пути к общей цели, определяемой тимопсихикой (ноопсихика, по Е. Странскому).Первую функциональную группу Е. Блейлер назы­вает эргией, понимая под этим аффективность и влече­ния; вторая заключает в себе интеллектуальные функ­ции, разум в широком смысле этого слова. В этих взглядах Е. Странского и Е. Блейлера чувствуется влияние Фрейда, который всю психику также разде­ляет на две сферы – т. е. сферу бессознательных биоло­гических влечений, господствующих над всей психикой личности (принцип удовольствия), и сферу сознания (принцип реальности).
Под влиянием А. Шопенгауера 3. Фрейд исходил из принципа биологического волюнтаризма. Согласно ос­новной идее его теории психологии человека всякое проявление сознательных процессов человеческой пси­хики в конечном итоге есть результат бессознательных влечений, из которых самое важное место занимает сек­суальное и влечение к смерти. Всякая творческая дея­тельность и даже вся созданная тысячелетиями чело­веческая культура, цивилизация есть продукт субли­мации, переключения половой энергии человека. От­сюда и берут начало все социологические концепции 3. Фрейда.
Основной порок понимания взаимосвязи и противоре­чий между мыслью и чувством со стороны 3. Фрейда, Е. Блейлера, Е. Странского и их последователей заклю­чаются в том, что, во-первых, эти две стороны сознания рассматриваются как две автономные самостоятельные сущности; во-вторых, они абстрагируются от конкретных социально-исторических условий, в которых человек жи­вет и действует; в-третьих, не учитываются специфиче­ские особенности высшей нервной деятельности именно человека; в-четвертых, отвергается отражательная дея­тельность головного мозга и социальная обусловлен­ность психического содержания; в-пятых, не дифферен­цируются качественное своеобразие отдельных форм проявления аффективного мышления, их особенности у здоровой личности в бодрственном состоянии и в грезах, сновидениях, в мифологии, поэзии, у больных людей, страдающих шизофренией, неврозами, психопатией,- все это валится в одну кучу так называемого кататимного, аутистического мышления.
Итак, в высшей стадии нашего сознания – словесно-мыслительной- проблема взаимоотношения разума и чувства является наиболее важной. Эти два могучих двигателя человеческих поступков постоянно обнаружи­ваются как в мыслительном процессе, так и в повсе­дневном поведении личности.
В работе «Кому разрабатывать психологию» И. М. Сеченов дает правильное определение единства и раз­личия познания и чувства у человека. «Рядом с элемен­тами всякого мышления сознание отличает душевные движения совершенно другого характера (чувство удо­вольствия или отвращения, ожидание, страх, радость, тоска, печаль, восторг и пр.). Кто не знает в самом де­ле, что чувство отличается от представления и мысли стремительностью, субъективностью, неспособностью рас­членяться, что на этом основании оно не поддается всякому описанию на словах, несмотря на резкость, с которой часто осознается…

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.