Двойственная природа процесса сознания
Пытаясь теоретически осмыслить двойственную природу процесса сознания, Е. Блейлер соглашается с дуалистическими абстрактными взглядами Е. Странского (1914) и признает в человеческом психизме существование двух имманентных начал. Он указывает, что психизм распадается аналогично совокупности биологических функций на какое-то целенаправленное начало, количественно-динамическое (влечения, инстинкты, ти-мопсихика по Е. Странскому), и какое-то приспособляющее начало, рассуждающее, указывающее пути к общей цели, определяемой тимопсихикой (ноопсихика, по Е. Странскому).Первую функциональную группу Е. Блейлер называет эргией, понимая под этим аффективность и влечения; вторая заключает в себе интеллектуальные функции, разум в широком смысле этого слова. В этих взглядах Е. Странского и Е. Блейлера чувствуется влияние Фрейда, который всю психику также разделяет на две сферы – т. е. сферу бессознательных биологических влечений, господствующих над всей психикой личности (принцип удовольствия), и сферу сознания (принцип реальности).
Под влиянием А. Шопенгауера 3. Фрейд исходил из принципа биологического волюнтаризма. Согласно основной идее его теории психологии человека всякое проявление сознательных процессов человеческой психики в конечном итоге есть результат бессознательных влечений, из которых самое важное место занимает сексуальное и влечение к смерти. Всякая творческая деятельность и даже вся созданная тысячелетиями человеческая культура, цивилизация есть продукт сублимации, переключения половой энергии человека. Отсюда и берут начало все социологические концепции 3. Фрейда.
Основной порок понимания взаимосвязи и противоречий между мыслью и чувством со стороны 3. Фрейда, Е. Блейлера, Е. Странского и их последователей заключаются в том, что, во-первых, эти две стороны сознания рассматриваются как две автономные самостоятельные сущности; во-вторых, они абстрагируются от конкретных социально-исторических условий, в которых человек живет и действует; в-третьих, не учитываются специфические особенности высшей нервной деятельности именно человека; в-четвертых, отвергается отражательная деятельность головного мозга и социальная обусловленность психического содержания; в-пятых, не дифференцируются качественное своеобразие отдельных форм проявления аффективного мышления, их особенности у здоровой личности в бодрственном состоянии и в грезах, сновидениях, в мифологии, поэзии, у больных людей, страдающих шизофренией, неврозами, психопатией,- все это валится в одну кучу так называемого кататимного, аутистического мышления.
Итак, в высшей стадии нашего сознания – словесно-мыслительной- проблема взаимоотношения разума и чувства является наиболее важной. Эти два могучих двигателя человеческих поступков постоянно обнаруживаются как в мыслительном процессе, так и в повседневном поведении личности.
В работе «Кому разрабатывать психологию» И. М. Сеченов дает правильное определение единства и различия познания и чувства у человека. «Рядом с элементами всякого мышления сознание отличает душевные движения совершенно другого характера (чувство удовольствия или отвращения, ожидание, страх, радость, тоска, печаль, восторг и пр.). Кто не знает в самом деле, что чувство отличается от представления и мысли стремительностью, субъективностью, неспособностью расчленяться, что на этом основании оно не поддается всякому описанию на словах, несмотря на резкость, с которой часто осознается…
Метки: взгляд, природа, сознание
Страницы: 1 2