Анатомическая структура головного мозга ребенка
Со стороны своей внешней анатомической структуры головной мозг ребенка представляется законченным, со стороны качественной, со стороны тонкого внутреннего строения, доступного только тщательному микроскопическому исследованию, он представляется далеко не завершенным.Не только при рождении, но даже в первые годы жизни головной мозг представляет собой здание, отделанное вчерне, а между тем функциональная продуктивность мозга, разносторонность и богатство его отправлений, его способность к выполнению руководящей, регулирующей и объединяющей роли в жизненных отправлениях организма зависят не только от количества мозгового вещества, которому раньше придавали слишком большое значение, сколько от его качества, от тонкой сложности и совершенства его строения, от функциональной работоспособности, находящейся в зависимости от глубоких физико-химических процессов.
Нам мало известно относительно различия физико-химических свойств нервной клетки ребенка и взрослого.
Мы знаем лишь, что мозг ребенка значительно более богат водою, чем мозг взрослого, чем, может быть, объясняется его большая пластичность, физическая и функциональная. На протяжении развития совершается процесс высыхания.
Гораздо больше известно нам относительно отличий в тонкой структуре нервных элементов у ребенка и взрослого. Эти отличия касаются как серого вещества, т. е. нервных клеток, так и белого вещества, т. е. нервных волокон.
Первоначально гладкая, округлая или овальная форма зародышевой нервной клетки по мере роста и созревания организма, по мере притока из внешнего мира новых волн возбуждения превращается постепенно во взрослую нервную клетку, характеризующуюся сетью тончайших нервных разветвлений, связывающих ее с соседними клетками и участками мозга.
Именно рост этих связей определяет собою главным образом увеличение массы мозгового вещества. Уже у младенца мы находим такого рода тончайшие сети. Однако прокладывание новых путей, утончение и усовершенствование существующих продолжается не только в первые годы жизни, но в течение ряда последующих десятилетий.
Метки: исследование, строение, структура
Страницы: 1 2