Анатомическая структура головного мозга ребенка


Со стороны своей внешней анатомиче­ской структуры головной мозг ребенка представляется законченным, со стороны качественной, со стороны тон­кого внутреннего строения, доступного только тщатель­ному микроскопическому исследованию, он представля­ется далеко не завершенным.Не только при рождении, но даже в первые годы жизни головной мозг представляет собой здание, отделанное вчерне, а между тем функциональная продуктивность мозга, разносторонность и богатство его отправлений, его способность к выполнению руководящей, регулирующей и объединяющей роли в жизненных отправлениях орга­низма зависят не только от количества мозгового веще­ства, которому раньше придавали слишком большое зна­чение, сколько от его качества, от тонкой сложности и совершенства его строения, от функциональной работоспо­собности, находящейся в зависимости от глубоких физи­ко-химических процессов.
Нам мало известно относительно различия физико-химических свойств нервной клетки ребенка и взрослого.
Мы знаем лишь, что мозг ребенка значительно более богат водою, чем мозг взрослого, чем, может быть, объ­ясняется его большая пластичность, физическая и функ­циональная. На протяжении развития совершается про­цесс высыхания.
Гораздо больше известно нам относительно отличий в тонкой структуре нервных элементов у ребенка и взрос­лого. Эти отличия касаются как серого вещества, т. е. нервных клеток, так и белого вещества, т. е. нервных во­локон.
Первоначально гладкая, округлая или овальная фор­ма зародышевой нервной клетки по мере роста и созре­вания организма, по мере притока из внешнего мира но­вых волн возбуждения превращается постепенно во взрослую нервную клетку, характеризующуюся сетью тончайших нервных разветвлений, связывающих ее с соседними клетками и участками мозга.
Именно рост этих связей определяет собою главным образом увеличение массы мозгового вещества. Уже у младенца мы находим такого рода тончайшие сети. Одна­ко прокладывание новых путей, утончение и усовершен­ствование существующих продолжается не только в пер­вые годы жизни, но в течение ряда последующих деся­тилетий.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.