Приспособляемость человека
При таком решении предполагается, что приспособление человека к требованиям деятельности может достигаться только путем отбора наиболее ценных темпераментов подбор брачующихся пар у Шелдон или господство северогерманского типа над всеми остальными. Личность здесь отождествляется с темпераментом. С этой точки зрения свойств личности, сформированных общественно необходимыми задачами и требованиями, вообще не существует. Утверждают, что для достижения определенных результатов деятельности нужно изменять не свойства личности, а объективные условия деятельности. Для достижения наилучших результатов нужно или для личности подобрать условия, соответствующие ее темпераменту, или, что, в конечном счете, одно и то же, к объективным условиям подобрать соответствующие свойства личности. С этой точки зрения воспитание нельзя понимать как формирование определенных свойств личности, соответствующих общественным целям воспитания. Воспитание может заключаться лишь в том, что мы создаем для каждого ребенка условия, наиболее благоприятные для проявления его темперамента.
В советской психологии мы не найдем, конечно, такого ясно выраженного биологизаторского, идеалистического отрицания социальной заданности психических свойств личности. Однако некоторые утверждения, встречающиеся в литературе, при определенном их истолковании могут привести к таким же выводам. Так, например, утверждают, что темперамент — это врожденная основа характера С. Л. Рубинштейн. Такое утверждение может быть правильным или неправильным в зависимости от того, как понимать отношение этой основы к надстройке. Если утверждать, что темперамент определяет свойства личности по их содержанию как специфические отношения к действительности, тогда мы снова приходим к отрицанию социальной обусловленности и воспитаемости отношений личности. Так, например, смелым солдатом может быть только холерик, товарищем только меланхолик, тогда воспитание этих свойств личности невозможно. Если же утверждать что от темперамента зависят лишь некоторые качественные особенности и способы действия, характеризующие различную реализацию в деятельности одного и того же отношения личности, тогда проблема социальной обусловленности и воспитаемости свойств личности полностью сохраняется.
Страницы: 1 2