Зрительный анализатор
Исследования функционального состояния зрительного анализатора подростков при выполнении ими точной зрительной работы проводились при общем и комбинированном (в двух вариантах) освещении. При одном варианте на рабочих местах за счет общего освещения создавалось 30% яркости, а при другом – 50%. Яркость рабочей поверхности оставалась одинаковой и равнялась 200 кд/м2. При оценке равномерности распределения яркостей в поле зрения работающих обнаружено, что она была лучшей при одном общем освещении и при таком комбинированном, где на долю общего приходится 50% создаваемой освещенности.
Наиболее благоприятные сдвиги физиологических реакций, как и следовало ожидать, наблюдались при одном только общем освещении.
С гигиенической точки зрения необоснованными являются нормативные требования (СНИП), касающиеся создания уровней искусственной освещенности для ламп накаливания и люминесцентных ламп, которые ставятся в зависимость от принципа генерирования источника видимой радиации (температурный нагрев и люминесценция). Требуемые для создания уровня освещенности при использовании одних ламп в 1/2- 2 раза выше, чем при других.
Результаты исследований влияния искусственного света различного спектрального состава при яркости поля адаптации 400 кд/м2 не подтвердили имеющееся мнение о преимуществе искусственного света того или иного спектрального состава. У подростков не были отмечены статистически достоверные различия в уровне изучаемых физиологических показателей в зависимости от цветности излучения, т. е. от последней зрительная работоспособность при высоких уровнях яркости не зависит.
Таким образом, при создании высоких уровней яркости в помещении для подростков могут быть использованы различные источники света независимо от спектрального состава их излучения.
Исследования при относительно малых уровнях яркости (100 кд/м2), являющихся соответствующей функциональной нагрузкой для зрительного анализатора, выявили зависимость уровня зрительных функций от цветовой окраски видимого излучения, создаваемого источниками с различной спектральной характеристикой. Так, подростки, которые при излучении источников с цветовой температурой 3500°К, меньше всего затрачивали времени на опознание предъявляемого зрительного теста, были способны в большем объеме переработать зрительную информацию, чем при излучении иной цветности.
Отмечено, что с понижением уровня яркости с 400 до 100 кд/м2 изменение зрительных функций у детей и подростков в меньшей степени наблюдалось при свете ламп с цветовой температурой 3500°К.
Метки: излучение, люминесцентная, норматив
Страницы: 1 2