Завоевание пространства ребенком


(6 час. 25 мин. вечера). Ест, просит еще кусок апельсина, настойчиво требует, показывая на него указательным пальцем и говоря «о-о» (получает кусок), смотрит с выражением ожидания на С, которая готовит еще кусок, хватается за спинку стула, хо­чет встать на коленях у матери, просит кусок апельсина, двигает стул, качается у стула, пробует кусок апельсина, делает кислую гримасу, бросает, плачет, хочет встать, прислоняясь к стулу.
(6 час. 30 мин. вечера). Выражает непонятное желание, делая неопределенные движения указательным пальцем, произнося при этом «э-э», хочет бежать, смеется, шлепает маму, садится на пол и плачет, хочет подняться, громко вздыхает, громко смеется, берет ящик для игрушек, громко смеется, бегает за вертящимся колокольчиком, держась за мамину руку, смеется радостно, бегает вокруг матери, смотрит на колокольчик и громко смеется, дует от удовольствия, садится на горшок и издает радостный звук «эй», хочет встать, мочится, сосет пальцы, хочет взять колокольчик,
радуется, громко смеется, хочет сесть на колени к матери, снова просится на пол, высовывает язык, громко смеется и издает звук «эй», хочет встать на коленях матери, закрывает глаза, удивленно рассматривает мамину брошь, произносит «вау-вау», гладит маму, громко произносит радостный звук «х», указывает на стул и про­износит «э-э» (С. поставила на стол тарелку с бутербродами), хватает и берет, ест (6 час. 40 мин.).
Как отлична эта пестрая калейдоскопическая картина детского поведения от поведения взрослого! Для взрослого поведение служит нередко лишь средст­вом для того, чтобы замаскировать свое истинное лицо. Ребенок, наоборот, почти весь открывается перед нами в различных формах своей активности. Раздражения, исходя­щие из внешней среды, вызывают немедленно те или иные реакции, не подвергаясь ни сколько-нибудь длительной за­держке, ни сколько-нибудь значительной переработке. Так и в рамках приведенной картины детской деятельности, несмотря на всю ограниченность ее во времени, отразились основные стороны и особенности структуры поведения го­довалого ребенка и динамика его развивающейся личности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.