Завоевание пространства ребенком
(6 час. 25 мин. вечера). Ест, просит еще кусок апельсина, настойчиво требует, показывая на него указательным пальцем и говоря «о-о» (получает кусок), смотрит с выражением ожидания на С, которая готовит еще кусок, хватается за спинку стула, хочет встать на коленях у матери, просит кусок апельсина, двигает стул, качается у стула, пробует кусок апельсина, делает кислую гримасу, бросает, плачет, хочет встать, прислоняясь к стулу.
(6 час. 30 мин. вечера). Выражает непонятное желание, делая неопределенные движения указательным пальцем, произнося при этом «э-э», хочет бежать, смеется, шлепает маму, садится на пол и плачет, хочет подняться, громко вздыхает, громко смеется, берет ящик для игрушек, громко смеется, бегает за вертящимся колокольчиком, держась за мамину руку, смеется радостно, бегает вокруг матери, смотрит на колокольчик и громко смеется, дует от удовольствия, садится на горшок и издает радостный звук «эй», хочет встать, мочится, сосет пальцы, хочет взять колокольчик,
радуется, громко смеется, хочет сесть на колени к матери, снова просится на пол, высовывает язык, громко смеется и издает звук «эй», хочет встать на коленях матери, закрывает глаза, удивленно рассматривает мамину брошь, произносит «вау-вау», гладит маму, громко произносит радостный звук «х», указывает на стул и произносит «э-э» (С. поставила на стол тарелку с бутербродами), хватает и берет, ест (6 час. 40 мин.).
Как отлична эта пестрая калейдоскопическая картина детского поведения от поведения взрослого! Для взрослого поведение служит нередко лишь средством для того, чтобы замаскировать свое истинное лицо. Ребенок, наоборот, почти весь открывается перед нами в различных формах своей активности. Раздражения, исходящие из внешней среды, вызывают немедленно те или иные реакции, не подвергаясь ни сколько-нибудь длительной задержке, ни сколько-нибудь значительной переработке. Так и в рамках приведенной картины детской деятельности, несмотря на всю ограниченность ее во времени, отразились основные стороны и особенности структуры поведения годовалого ребенка и динамика его развивающейся личности.
Страницы: 1 2