Характерология


171Конечно, в характерологии, как и во всякой науке, необхо­димы обобщения, без знания которых нельзя объяснить ни структуру, ни динамику характера, нельзя тем более дать науч­ные основания для воспитания характера. Но, признавая не­обходимость номотетического подхода при изучении характера, следует сделать две существенные оговорки. Во-первых, законо­мерности при изучении характера не обязательно должны идти путем закономерностей естественных и математических наук. Учение о характере занимает существенное место в социальной психологии, которая не может быть построена по моделям точ­ных наук. Во-вторых, установление типических обобщений и за­кономерностей не должно приводить к игнорированию или да­же отведению на второй план монографического рассмотрения индивидуальных случаев. Некоторую аналогию можно провести с клиническими медицинскими исследованиями, в которых широ­ко используются закономерности функционирования разных ор­ганических систем в норме и патологии и вместе с тем каждый больной рассматривается во всем своеобразии заболевания как индивидуальный вариант. Одним из примеров крайнего номотетического подхода при изучении личности является применение как основного способа обработки данных метода факторного анализа, который исполь­зуется не только в психологии (главным образом при изучении способностей), но и в других науках: физике, медицине, биоло­гии, экономике. Факторный анализ на основании вычисления коэффициентов корреляции и последующих довольно кропотливых и сложных расчетов по корреляционным матрицам имеет своей целью вы­делить факторы личности, т. е. имеющие большую или меньшую общность, ее компоненты, и найти для каждого конкретного ис­пытания личности (например, для теста или оценочной шкалы) вес того или другого компонента, степень насыщенности этими компонентами.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.