Характерология
Конечно, в характерологии, как и во всякой науке, необходимы обобщения, без знания которых нельзя объяснить ни структуру, ни динамику характера, нельзя тем более дать научные основания для воспитания характера. Но, признавая необходимость номотетического подхода при изучении характера, следует сделать две существенные оговорки. Во-первых, закономерности при изучении характера не обязательно должны идти путем закономерностей естественных и математических наук. Учение о характере занимает существенное место в социальной психологии, которая не может быть построена по моделям точных наук. Во-вторых, установление типических обобщений и закономерностей не должно приводить к игнорированию или даже отведению на второй план монографического рассмотрения индивидуальных случаев. Некоторую аналогию можно провести с клиническими медицинскими исследованиями, в которых широко используются закономерности функционирования разных органических систем в норме и патологии и вместе с тем каждый больной рассматривается во всем своеобразии заболевания как индивидуальный вариант. Одним из примеров крайнего номотетического подхода при изучении личности является применение как основного способа обработки данных метода факторного анализа, который используется не только в психологии (главным образом при изучении способностей), но и в других науках: физике, медицине, биологии, экономике. Факторный анализ на основании вычисления коэффициентов корреляции и последующих довольно кропотливых и сложных расчетов по корреляционным матрицам имеет своей целью выделить факторы личности, т. е. имеющие большую или меньшую общность, ее компоненты, и найти для каждого конкретного испытания личности (например, для теста или оценочной шкалы) вес того или другого компонента, степень насыщенности этими компонентами.
Метки: воспитание, обобщение, структура
Страницы: 1 2